ТАБРИЗИ САИБ

ТАБРИЗИ САИБ (1601–1677 гг.) – выдающийся поэт XVII в., в равной мере принадлежащий литературе Ирана и Азербайджана и очень популярного в Индии, Средней Азии и Турции. Родился в семье тебризского купца Мирзы Абдаль-Рахима, который переселился в начале XVII в. в Исфахан, столицу шахства Аббаса I. Его дядя (Шамсаддин Табризи) был известным придворным летописцем, за свои блестящие каллиграфические способности прозванный «Ширин Гялям» («Сладкое перо»). После завершения образования Саиб много путешествовал по городам арабских стран и Малой Азии и дважды ездил в Индию, где в общей сложности пробыл шесть лет. Там он знакомится с бытом и культурой страны, присутствует на поэтических меджлисах, участвует в философских дебатах поэтов и сближается со многими представителями так называемого индийского стиля – местными персоязычными литераторами и среднеазиатскими поэтами. С некоторыми из них он и в дальнейшем ведет переписку, обменивается стихами. В эти годы он и сам много пишет; его произведения находят признание и у меценатов, и у знатоков литературы. В родной Тебриз он возвращается не только сложившимся, но и известным поэтом. По приглашению шаха Аббаса II (1648–1666 гг.) он входит в его литературное окружение и вскоре удостаивается звания «меликуш-шуара» («царя поэтов»). При дворе Саиб Табризи создавал поэмы о военных походах шаха (к числу первых относится «Кандахар-наме», посвященная Кандахарскому походу Аббаса II), дидактические стихи и оды. Однако придворную службу он оставил сразу же после смерти своего покровителя и стал заниматься только литературным творчеством. Саиб Табризи писал на двух языках: фарси и азербайджанском. Его творческое наследие составляют семь диванов (сборников), один из которых включает в себя стихи на азербайджанском языке. Табризи – выдающийся мастер газелей (он с большим вдохновением воспевает любовь, продолжая в этом жанре традиции другого азербайджанского классика – Физули), а также масневи (двустиший). Саиб Табризи – преимущественно лирический поэт: стихи его изысканны, поэтические образы неожиданны и рельефны, лирика в целом глубоко метафорична, красочна. Панегирики Саиба малоинтересны: это обычные восхваления шаха и других вельмож. Характерная черта его поэзии – призыв к справедливости, гуманности. Многие из газелей – сугубо философского содержания: переживания, интеллектуальные поиски лирического героя отражают сложную эволюцию взглядов Саиба Табризи на такие проблемы, как божественное предопределение и воля человека, сотворенность природы и естественность законов ее развития, богоданность этого мира и истинные источники жизни на земле и т.д. Образный рисунок таких стихов (хотя и базируется на традиционных приемах и средствах художественной выразительности) значительно усложнен иносказательностью, аллегоричностью, виртуозной игрой слов при конкретизации абстрактных философских понятий. Однако у него немало и таких газелей, которые выполнены в традиционной манере и свидетельствуют о следовании лучшим образцам творчества классиков. Особенно заметное влияние на Табризи оказала лирика Хафиза и Физули. Но и его поэзия, в свою очередь, воздействовала на литературы народов Ближнего Востока. Саиб Табризи проповедует высокие моральные принципы: верность дружбе, благородство, честность и особенно сохранение человеческого достоинства. Его идеал – человек, который не унижается до того, чтобы «подбирать колосья у хироманов презренных» и не уподобляется тем, кто «ожидает хлеба из небесной холодной ямы». Собиранием стихов Табриза и исследованием его творчества занимались многие видные азербайджанские, иранские, индийские, турецкие, русские и западноевропейские востоковеды.

 
PR-CY.ru