ТАРИКАТ - Страница 2

В XV–XVII вв. в результате постепенной бюрократизации структуры и канонизирования ритуала произошли кардинальные изменения в самом принципе, составлявшем основу тарики: отношения «наставник–ученик» смелись связью «святой–послушник». Мюрид теперь подчинялся не личности шейха, а руководству по внутренней жизни братства. Главная роль стала принадлежать зикру, который (наряду с тайной молитвой тарики) стал основным отличительным признаком братств. Возникли две противоположные линии: экстатического суфизма (хорасанская), восходящая к ал-Бистами, и умеренная (месопотамская), восходящая к ал-Джунайду. Позже братства возводили свои силсила к сподвижникам Мухаммада (чаще всего – к Абу Бакру и Али ибн Абу Талибу), т.е. опосредованно к самому пророку. Главой братства считался преемник основателя – халиф, заместитель наставника. Прямое наследование нашло выражение в символической передаче хирки (накидки) и вместе с ней благодати (барака). Культ святых (см. Вали) и их усыпальниц в рамках тарики наиболее широко развился после монгольского нашествия, когда официальная власть стала жертвовать средства, земли и привилегии в виде освобождения от налогов непосредственно гробницам. Халиф стал жить при могиле святого. Ассимилировав народные верования, братства стали выразителями религии простого народа. Их обители и филиалы находились в разных частях мусульманского мира. Благодаря тарике братствами была обращена в ислам тогдашняя периферия исламского мира. В XIX в. в Северной и Западной Африке возник ряд новых тарикатов. Одни из них были реформистскими, провозгласившими отказ от аскетической практики, радений, института наставников и силсила, другие попытались на базе шазилитской доктрины возродить былое благочестие. Усиление политических притязаний отдельных братств выплеснулось в идеологическую борьбу между ними. В XX в. братства проникли в Индонезию. С началом эпохи колониализма тарикаты оказывали активное сопротивление колонизаторам в Северной Африке и на Кавказе. Еще с конца XIX в. братства начинают подвергаться нападкам со стороны законоведов (улемов) и официальных властей. Народившееся салафитское движение относило практики братств к нововведениям (бида), исказившим ислам. В Мекке негативное отношение к ним возросло с приходом к власти в 1924 г. ваххабитов. Османы активно противодействовали тарикатам в Египте, вынося многочисленные запреты, особенно против празднований дней рождения святых (мавлид). В XX в. сильный удар по братствам нанесли многочисленные социальные потрясения и процесс индустриализации. В 1925 г. светское правительство Ататюрка запретило деятельность тарикатов на территории Турции, в результате турецкие братства устремились на Балканы. Несмотря на утрату былых позиций, тарикаты продолжают оставаться популярными среди простонародья, а негативные последствия индустриализации приводят в братства новых последователей.



 
PR-CY.ru