ШИИЗМ - Страница 2

Идея сохранения духовной и политической власти в роду пророка могла также восприниматься как известная гарантия справедливости этой власти. В условиях широкого недовольства правлением Омеййадов шиитская пропаганда находила поддержку у самых разных слоев населения, прежде всего, в неарабских районах Халифата. Все это, в конечном итоге, способствовало падению Омеййадов, однако плодами их поражения воспользовалась другая ветвь родственников пророка – Аббасиды. Кроме того, среди самих шиитов началась серия расколов, прежде всего, в связи с вопросами о передаче имамата тому или иному потомку Али. Начиная с середины VIII в. выделяются два основных течения: крайнее и умеренное. К первому относят «крайних шиитов» (гулат и др.), которых упрекали в прямом или косвенном обожествлении Али, и исмаилитов, признававших законным наследником шестого имама (Джафара ас-Садика) его сына Исмаила, а поскольку он умер еще при жизни отца, то они провозгласили седьмым имамом сына Исмаила Мухаммада. К умеренным относятся зайдиты (сторонники Зайда ибн Али, брата пятого имама Мухаммада ал-Бакира) и собственно имамиты, признающие 12 имамов из рода Али (отсюда их другое название «иснаашарийа» – от араб. иснаашара, т.е. двенадцать), последний из которых (Мухаммад) исчез в малолетнем возрасте около 873–874 г. вскоре после смерти своего отца (11-го имама ал-Хасана ал-Аскари) и ушел в «малое сокрытие» (ал-гайба ас-сагира). Во время этого сокрытия, продолжавшегося до 940 г., ограниченный круг людей якобы мог контактировать с ним и выступать в качестве посланцев (суфара, ед.ч. – сафир), транслирующих его волю. После 940 г. (когда умер последний посланец имама) прямой контакт с Мухаммадом считается прерванным, и наступает период «великого сокрытия» (ал-гайба ал-кабира), во время которого руководство общиной взяли на себя авторитетные богословы (риджал ад-дин). Согласно классической имамитской доктрине, период «великого сокрытия» продлится до конца времен, когда «скрытый имам» появится в качестве ожидаемого мессии (ал-махди ал-мунтазар), провозвестника Второго пришествия Иисуса Христа (Иса ал-Масих) и близкого конца света, призванного восстановить истину и справедливость. В контексте исламской истории шиизм имеет значение, выходящее далеко за пределы политических проблем первых веков ислама. В классический период истории ислама он стал одним из мощнейших факторов духовной оппозиции, представляющей определенную альтернативу общеисламским стандартам. В рамках шиизма активно развивалась эзотерическая (скрытая, понятная лишь для избранных) мысль, что по многим параметрам сближало его с суфизмом. С другой стороны, шиизм со всей его спецификой сыграл важнейшую роль в формировании культурного облика иранского мира, в котором он получил наибольшее распространение. Несмотря на политическую оппозиционность, шииты признавались мусульманами, однако те часто применяли принцип «благоразумного скрывания» своих убеждений (такийа). В настоящее время шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана, более половины населения Ирака и Азербайджана, значительная часть мусульман Ливана, Йемена, Бахрейна. Шиитские общины разной численности существуют в большинстве исламских стран. Политическая активность шиитов в исламском мире заметно возросла после иранской революции 1979 г. Современные шиитские богословы предпринимают попытки к сближению с различными направлениями в исламе. См. также Шииты.



 
PR-CY.ru