ШАФИИТЫ

ШАФИИТЫ – последователи одного из суннитских (см. Сунниты) религиозно-правовых учений (мазхабов), названного по имени Мухаммада ибн Идриса аш-Шафийи (ум. в 820 г.), который считается основателем теории и методологии фикха, давшим точное определение его «корней». Его книга «Китаб аль-умм» (записанная одним учеником, а позже переработанная другим) является ведущим источником выводов данного толка по конкретным вопросам. Новый мазхаб быстро приобрел большое число последователей. Аш-Шафийа – первый систематизатор теории фикха, его взгляды оказали большое влияние на дальнейшую разработку вопросов мусульманского права. Он рассматривает Коран и Сунну в качестве единого источника права. Сунна только дополняет Коран, но не дает параллельный материал для толкования: хадисы принимаются безоговорочно, иджма (консенсус улемов) рассматривается как дополнение к Корану и Сунне. В своем отношении к основным источникам фикха шафиитский мазхаб стоит как бы между концепциями ханифитов и маликитов. Для него характерны, с одной стороны, строгое применение иджтихида, отождествляемого с киясом, а с другой – понимание иджмы как единодушного мнения мусульманской общины (уммы). Среди факихов-шафиитов выделяются ал-Маварди (ум. в 1058 г.), автор трактата «Аль-Ахкам ас-султанийа», посвященного принципам организации и деятельности мусульманского государства (Халифата), а также аль-Газали, труд которого «Аль-Мустафа мин илм аль-усул» считается одним из самых авторитетных по теории фикха (будучи суфием, он известен также как один из наиболее известных теоретиков фикха, принадлежавших к мазхабу шафиитов). По сравнению с ханифитами, мазхаб шафиитов позволяет облегчить процедуру сложного логического анализа прецедентов, а по сравнению с маликитами не требовал подробного знания правового комплекса мединской общины, невозможного для большинства средних факихов. Благодаря своей упрощенности учение шафиитов получило широкое распространение, прежде всего, в арабском мире, потеснив маликитов и ханифитов. Шафииты преобладают среди мусульман Египта, Бахрейна, Пакистана, Индии, стран Восточной Африки, а также Малайзии, Индонезии и Брунея. В настоящее время положения шафиитского мазхаба оказывают серьезное влияние на законодательство ряда стран, закрепляя отдельные принципы и нормы фикха в регулировании, прежде всего, семейно-брачных и наследственных отношений, отчасти на уголовное законодательство. См. также аш-Шафийа.

 
PR-CY.ru