ШАМИЛЬ

ШАМИЛЬ (1797–1871 гг.) – руководитель освободительной борьбы горцев Северного Кавказа против царских колонизаторов и местных феодалов, развернувшейся под лозунгом газавата. Его отец был простым общинником, а мать происходила от беков Гази-Кумуха. Он получил образование в медресе аварских и кумыкских селений, где учился с будущим имамом и своим наставником Гази-Мухаммедом, дружба с которым определила судьбу Шамиля. Они изучали право и этику суфийской школы накшбандийа. После смерти своего учителя и его наследника Гамзат-бека, которые были первыми имамами и проповедниками газавата, Шамиль стал третьим имамом Дагестана и Чечни в 1834 г. Он был образованным человеком, знал богословские и светские науки, обладал незаурядным военным талантом, умением вдохновлять людей на самопожертвование. Война под его руководством длилась 25 лет (с 1834 г.). В 1840-х гг. Шамиль одержал ряд крупных побед над царскими войсками и стал главой военно-теократического государства – имамата в Дагестане (1848 г.), массовой базой которого явились последователи мюридизма (основу армии и администрации имамата составляли не входившие в братство накшбандийа «шариатские мюриды»). Подобно правителям Халифата и османским султанам, Шамиль объявил себя халифом (предводителем правоверных). Запрещая противоречившие исламу обычаи (адаты), он опирался на шариат и законы, принятые в 1842–1847 гг. его советом (диваном). Их свод по османскому образцу был назван «Низамом». Границы имамата часто менялись: кроме дагестанцев и чеченцев власть Шамиля временами признавали адыги Северо-Западного Кавказа. Огромное превосходство царских войск, внутренние противоречия в имамате, измена наибов (глав чеченских и дагестанских обществ), стремление уставшего от войны народа к мирному труду привели к спаду движения. После ряда поражений Шамиль укрылся в ауле Гуниб с небольшим отрядом и, когда аул 26 августа 1859 г. захватили, сдался. Вместе с семьей он был сослан в Калугу, где жил до 1870 г. В 1866 г. Шамиль с сыновьями приняли русское подданство, а в феврале 1869 г. он был отпущен на жительство в османскую Турцию для совершения паломничества – хаджжа. Оттуда он отправился в Мекку, но, не доехав до нее, умер в Медине в 1871 г. Шамиль – знаковая фигура мусульманского сопротивления на Северном Кавказе. Он стал героем устного фольклора, мусульманских хроник, исторических сочинений и беллетристики. Хотя он не был шейхом тариката, мусульманская, а затем российская (и западная) традиция превратили его в суфия и святого.

 
PR-CY.ru