ШАЙХИЙА

ШАЙХИЙА – шиитская богословская школа (см. Шиизм), возникшая в Иране в XIX в. Основатель – Шайх Ахмад ал-Ахсан (1753–1826 гг.). С детства склонный к видениям, испытывая отвращение к грамматике и филологии, он примкнул к окружению Шайха Мухаммада ибн Шайха Мухсина. В 20 лет совершил паломничество к шиитским святыням в Ираке, где получил разрешение на преподавание религиозных наук, а в 1806 г. – в Мешхед, к гробнице 8-го имама Али ар-Риды. В 1824 г. он окончательно порвал с официальным шиитским богословием и стал объектом нападок и обвинений в неверии (такфир). Затем уехал в Кербелу. По дороге в Мекку умер. После ал-Ахсана братство возглавляли Саййид Казим, Хаджж Мухаммад Карим-хан Кирмани, Хаджж Зайн ал-Абидин-хан ал-Кирмани, Абу-л-Касим-хан Ибрахим, Саркар Ака. Карим-хан положил начало практике назначения духовного преемника из своей семьи. Тот факт, что он принадлежал к правящему роду Каджаров, а его отец был губернатором Кермана и Белуджистана и одним из покровителей ал-Ахсана, способствовал превращению главы шайхийи в непререкаемого керманского религиозного лидера, контролирующего финансы и политическую ситуацию. Доктрина братства основана на синтезе шиитских хабаров, традиции исфаханской школы и исмаилитских идей (см. Исмаилиты). Роль шейхов и институт духовного преемничества заимствованы у суфиев. Полемика между доктриной шайхийи и официальным шиизмом возникла по поводу критического подхода к преданию. Шайхийа выступила против традиций школы ахбари, которая требовала признать весь корпус шиитских хадисов и хабаров. Карим-хан придерживался доктрины усули (см. Усуль ад-дин, Усуль аль-фикх), ратовавшей за применение иджтихида к преданию. Саркар Ака выдвинул несколько критериев для определения подлинности каждого предания: доказательство спора, включающее проблему надежности передатчиков и достоверности данного хабара; доказательство мудрости, воспринимаемое центром сердца, т.е. оком Бога. Шайхийа изменила состав пяти столпов веры (аркан), сведя их к четырем: единство Бога, пророчество, имамат, шиитская община. Предписания имамов выражены в симпатии к друзьям и антипатии к врагам. В метафизике шайхийа исходила из концепции абсолютного бытия (вуджуд ал-мутлак), руководствуясь взглядами исмаилитов и представителей исфаханской школы. Сущность Мухаммада, утверждали они, воплощается в 18-ти концептах (милосердие, любовь, желание, великая бездна и др.). Материя и форма воплощены в Адаме, который сам по себе не является ни отцом, ни матерью. Равная ему Ева олицетворяет не-бытие, великую бездну. В эсхатологии (учении о конце света) шайхийа исходит из наличия у человека двух тел: одно погибает после смерти, другое служит в загробной жизни. Шайхийа переняла исмаилитское учение об эсхатологических циклах, состоящих из последовательного нисхождения и восхождения разума на землю, начина с Адама и кончая Махди. 12 имамов являются манифестацией Бога, целью творения, вратами к познанию Творца. Идеи шайхийи явились предтечей бабизма (см. Бабиты). Однако бибитскую концепцию шайхи отвергли, считая, что Баб осквернил фундаментальную тайну мироздания, и заняли по отношению к нему жесткую оппозицию. Также негативно шайхийа встретила бахаи веру. Однако репрессии против бабитов распространились и на приверженцев шайхийи, которые ответили на это антиправительственными выступлениями. В XIX в. шайхийа распространилась в крупных центрах Ирана, в Ираке, восточной Аравии, Индии. Ее успех способствовал оттеснению позиций суфийского братства ниматаллахийи.

 
PR-CY.ru