СУФИЗМ - Страница 9

Оппозиционная идеология всегда конкретизируется в религиозных ересях – суфийской, карматской (исмаилитской – см. Исмаилиты), в философских воззрениях, в идеях секуляризации, в обличении зла, в тираноборческих мотивах, в утопическом искании социальной истины. Необходимо подчеркнуть, что  суфизм – крайне неоднородное течение, к нему примыкают представители самых различных богословских школ и направлений в исламе, литературных и политических течений. Но при всем многообразии вариаций в нем выделились два основных направления – крайний и умеренный. Сторонники крайнего («пантеистического») суфизма считали конечной целью пути к Богу «уничтожение», «растворение» личности мистика в Боге. Это состояние получило название «фана» (араб. – небытие, исчезновение). Сторонники этого направления не придавали значения внешним формам религии, предпочитая внутреннюю религиозность. Умеренный суфизм предписывал строго соблюдать религиозные обязанности, избегать экстатических трансов. Родоначальником такого течения стал глава багдадских мистиков ал-Джунайд. В результате осуществленных впоследствии мусульманскими богословами теолого-философских разработок умеренный суфизм был введен в систему ценностей суннитского ислама (см. аль-Газали). Идеи суфизма оказали на исламский мир колоссальное воздействие. Это произошло потому, что его теоретические положения отвечали духовным запросам мусульман и насущным требованиям времени. В XII–XIII вв. появились новые доктрины, обосновывающие мистическую практику и переживание как способ постижения тайн бытия, недоступный как рациональному, так и традиционалистскому религиозному знанию. В XIII в. шел бурный процесс философизации суфизма, который усваивал и творчески перерабатывал достижения калама и светской философии – фалсафы. С XIV в. концепции «философского» суфизма стали объектом обширной комментаторской работы. Согласно традиции, в XII–XIV вв. в суфизме сложились 12 основных братств: рифаийа, йасавийа, шазилийа, сухравардийа, чиштийа, кубравийа, кадирийа, бадавийа, маулавийа, бекташийа и накшбандийа (варианты списка – дасукийа, саадийа, байрамийа, сафавийа – турук). В свою очередь, они дали начало многочисленным ветвям, впоследствии сформировавшимся в самостоятельные братства. Причина такого многообразия толков объясняется личностным началом в суфизме – каждый выдающийся суфий создавал фактически свою школу прохождения пути к Истине (тарик). С течением времени многочисленные суфийские объединения распространились по всему мусульманскому миру. Внутренняя структура объединений строится на принципе иерархического подчинения: наставник (шейх, муршид, пир) – ученик (мюрид). Общее руководство осуществляет шейх, который, как правило, получает свой пост по наследству. Дервиши подразделяются на две категории: – «профессиональные» суфии, полностью посвящающие себя служению Богу, и «мирские» члены братства, которые ведут привычный образ жизни. В Новое время суфизм плодотворно реализовывал себя, прежде всего, в практической деятельности. Будучи изначально проповедью смирения, он неоднократно играл значительную роль в политической жизни исламских стран. Ислам зачастую отождествлялся с суфизмом, особенно в той части территорий бывшей Российской империи (Средняя Азия, Поволжье, Средний и Южный Урал, Западная Сибирь, Северный Кавказ и Азербайджан), где коренным населением являются мусульманские народы. Здесь именно суфии (первые исламские проповедники) часто брали на себя миссию идеологов многовекового процесса исламизации местного населения, затем становясь основными носителями и толкователями мусульманских законов и обрядов для населения этих стран. Хотя в отдельных странах мусульманского мира позиции суфизма все еще довольно сильны, в настоящее время он утратил былую популярность. Тем не менее, суфийские братства в целом сумели приспособиться к современным социально-экономическим и политическим реалиям и продолжают играть важную роль в общественно-политической жизни мусульманского мира.



 
PR-CY.ru