СУФИЗМ - Страница 8

Важный вклад в ранний суфизм внес также египтянин Зу-н-Нун ал-Мисри (ум. в 860/61 г.), сыгравший важную роль в превращении его в систему мистической философии. К числу первых теоретиков суфизма относится и знаменитый багдадский богослов ал-Мухасиби Абу Али ал-Харис (781–857 гг.). Но основные положения «философского» суфизма были сформулированы выдающимся мыслителем Ибн аль-Араби, а популяризированы они были его последователями, придерживающихся доктрины «единства бытия». Мнения таких видных ханбалитов, как Ибн аль-Джаузи и Ибн Таймиййа, сурово критиковавших суфийские «новшества» в практическом и теоретическом плане, сформировали представление о нем как об «еретическом» учении. Но веру как выражение «мнения», чего-то недостоверного в отличие от знания, как несовпадение человеческого представления с предметом знания, можно рассматривать только с точки зрения западной культуры. В исламе же слово «вера» (иман) служит выражением, обозначающим непосредственное знание о трансцендентных вещах «как есть», с ясностью и непосредственной достоверностью. Аналогом же веры в западном понимании в арабском языке служит слово «занн» (предположение). Поэтому мистическое познание суфиев (марифа) не входит в противоречие с общей доктриной ислама, зафиксированной в Коране. Особую роль в развитии суфизма сыграла иранская традиция, восходящая к зороастризму, где храм Огня рассматривался как форма и символ божественной любви, всепоглощающей и исключительной. Когда армии ислама завоевали Иран, эта тайна скрылась от мира и удалилась в глубину сердец. Однако олицетворением этого символа стала принцесса Шарбану, дочь Йазигерда III (последнего государя династии Сасанидов), которая вступила в брак с имамом аль-Хусейном, внуком пророка Мухаммада. Поэтому шиитская теология и агиография придают женским фигурам очень важную роль, чуждую ортодоксальной исламской мысли. Здесь суфизм приобрел черты христианской Софии (Мудрости), и именно здесь о нем сложилось представление как о тайном созвучии чувственного и духовного, что наиболее ярко отразилось в творчестве Руми. Персидский суфий ас-Сухраварди (ум. в 1191 г.) создал учение об «озарении» (ишрак), означавшее явление Бога в виде света, дарующего Откровение душе мистика, свободной от мирских привязанностей. Сельджукские завоевания в середине XI в. привели к образованию мощной державы, простиравшейся от Средиземного моря до Северной Индии и восточных провинций Китая включительно. В державе Сельджукидов сложились благоприятные условия для развития караванной торговли и ремесла, появилась значительная прослойка из «людей базара», чиновничества и духовенства, а также нарождавшегося образованного слоя феодального города. Новые, антифеодальные идеи проникали в литературу и накладывали отпечаток не столько на художественную форму произведений, сколько на их дух и содержание. Они проявляются во всех жанрах и всех школах, в том числе у панегиристов, сказываются и на суфийской поэзии. Поэтому суфизм этого времени нашел отражение не только в арабской, но и персидской и турецкой поэзии (Ибн аль-Фарид, Джалал ад-дин Руми, Джами, Юнус Эмре). В результате суфизм и карматство (поэзия религиозных ересей – см. Карматы) сформировались как новое литературное направление. Сторонниками этого учения в X–XI вв. были многие исламские поэты, хотя и в разной степени. Карматами называли всех, кто выступал против существующего режима. К ним относили даже таких государственных деятелей, как Махмуд Газневи и визирь Сельджукидов Низам аль-Мульк. В дальнейшем карматство из литературного течения превратилось в широкую философскую систему, во многом противоречивую.

 



 
PR-CY.ru