СУФИЗМ

СУФИЗМ (араб. тасаввуф, видимо, от «ас-суф» – шерсть) – мистико-аскетическое течение в исламе, возникшее в VII–VIII вв. От шиизма как течения по преимуществу политического (шииты основной упор делают на преемственности политической власти непосредственно от пророка Мухаммада), суфизм отличается тем, что основой мировоззрения в нем является идея о мистическом познании Бога. Для последователей (суфиев, или дервишей, т.е. нищих, бедняков) это стало религиозным идеалом и высшей целью жизни, а также особой концепцией нравственного совершенствования человека. Если шиизм проповедует передачу особой Божественной благодати (барака) и скрытого знания (батин) по наследственному признаку принадлежности к роду пророка, что делает имамов единственно возможными руководителями общины (уммы), то суфизм предполагает веру в возможность непосредственного личного общения с Богом, интуитивное его познание безотносительно к родовой или племенной принадлежности познающего. Иначе говоря, это другая форма борьбы за духовное наследие ислама, связанная с проповедью аскетизма. Вопросы о природе суфизма как учения о постижении трансцендентной природы божественного бытия (Абсолюта), происхождении этого учения и источниках его идей, концепций и ключевых понятий остается и сегодня одной из актуальных проблем в исламе. Исследователи не могут указать какой-либо определенной области как места зарождения суфизма: он развивался одновременно от берегов Средиземного моря, где входил в соприкосновение с христианским миром, до Центральной Азии, где еще процветали маздейские, манихейские и буддистские общины. Он был рожден в тех движениях, которые выплескивались из ислама с самого начала (карматы, исмаилиты и др.). Не существует и какого-либо одного объяснения суфизма. Научный подход к проблеме происхождения идей различных направлений в исламе способствует созданию атмосферы терпимости между представителями разных богословско-правовых школ (мазхабов) и направлений, ослаблению конфронтальных тенденций в мусульманском мире и созданию почвы для толерантного отношения мусульман к немусульманам. Поскольку определенные имущественные притязания всегда втягивают в политическую борьбу и вынуждают принять ту или иную сторону в этой борьбе, то суфии сознательно уводят человека к состоянию аскетизма и экстаза как высшего проявления личного общения с Богом. Начало формирования суфизма связано с  движением мусульманских подвижников-аскетов первых веков ислама, призывавших к отрешению от всего мирского, возводивших бедность в культ. С этой целью были разработаны концепции этого пути, ведущего человека к постижению высших истин, и понятие святости (вилайя), которая обретается суфием по достижении конечной цели мистического пути (см. Тарикат). Хотя зарождение суфизма относят ко времени пророка Мухаммада, однако свое оформление он получил несколькими десятилетиями позже. Первыми суфиями считают аскетов, живших в Ираке и Сирии и стремившихся постичь «тайный» смысл коранического откровения. Одним из первых известных мусульманских аскетов и суфиев традиция считает крупнейшего богослова раннего ислама ал-Хасана ал-Басри (642–728 гг.), который жил в эпоху великих завоеваний, когда большинство арабов было увлечено идеей накопления богатства и приобретения мирских благ.

 



 
PR-CY.ru