СВЯТЫЕ МЕСТА

СВЯТЫЕ МЕСТА – места в различных регионах мира, которые многие религии наделяют сакральными характеристиками и свойствами в связи с описанными в священных книгах и в иной религиозной литературе посещениями их богами, святыми, а также в связи с происходившими здесь чудодейственными событиями. Святые места являются объектами поклонения,  поскольку они, с точки зрения верующих, обладают сверхъестественной силой, малодоступной либо вообще недоступной человеческому повседневному опыту. Могущество святых мест частично может постигаться лишь в специфических условиях медитации, созерцания и т.п. Как правило, они связаны со специфическим культом, способствующим увековечению их в памяти поколений верующих в качестве собственно сакральных объектов. Нередко святые места остаются объектами почитания даже в случаях мирного занятия или вооруженного захвата территорий, на которых они находятся, представителями других народов и религий. Ранними природными святыми местами были гроты, деревья, водные источники, ранними рукотворными – идолы, поздними – отдельные святыни, связанные с конкретными божествами либо святыми и пророками (например, знаменитая мечеть Куббат ас-Сахра). Над многими святыми могилами возведены мавзолеи, нередко являющиеся прекрасными памятниками средневековой культовой архитектуры. Святые места, не связанные с личностью какого-либо святого, чрезвычайно редки. Но, как правило, в святых местах нет ни мавзолеев, ни помещений для пребывания паломников. В таких случаях погребение святого обозначено лишь огороженным могильным холмом, иногда в виде кучи камней, зачастую довольно внушительных размеров. Обычным признаком святых мест служит поставленный вертикально шест, к которому привязаны полотнища и лоскуты ткани. Паломники обходят вокруг могилы святого, прикасаются к ней  руками и лбом, зажигают светильники в честь святого. В ряде мест сложились и другие формы поклонения. Земле со святых мест, воде из расположенного поблизости колодца или источника приписываются целебные свойства. Многие святые места широко известны и привлекают к себе паломников издалека, но множество святынь почитается лишь окрестным населением. Нередко верующие не знают, на чьем погребении возникло святое место, и святыня называется условно-описательно (например, Акдаш-баба – (дословно) Белый камень дедушки, т.е. святой, чья могила отмечена белым камнем). Поскольку для почитателей, прежде всего, важны не легенды о святом, а «доказательства» его отзывчивости и могущества, то считается, что святой отовсюду услышит обращенные к нему просьбы. Однако древняя традиция придает особое значение паломничеству к могиле святого, где преимущественно пребывает его душа.  В отдельных святых местах рекомендуется обращаться к святому в письменной форме. Просьба к святому предполагает, что почитатель отблагодарит его жертвой. Действенным способом обращения со святым признается ночевка в святых местах: святой должен явиться паломнику во сне и сообщить, сбудутся ли его надежды. Нередко святой будто бы сам указывает, какая ему нужна жертва. Она (как правило, это животное или деньги) может быть принесена где угодно, главное – не оставить у себя обещанное святому. Но считается, что лучше всего принести жертву в святых местах, вручив ее смотрителю святыни (нередко действительному или мнимому потомку святого). Во многих случаях вокруг могил святых образуются кладбища, так как от святого ожидается покровительство тем, кто находится рядом с ним, и после смерти он поможет им попасть в рай. У некоторых святынь Средней Азии и Кавказа паломники делали из земли или камней миниатюрные подобия намогильных холмиков или «домики», для того чтобы душа после смерти пребывала в них непосредственно на святых местах, рядом со святым. У разных народов святые места имеют разные названия – мазар, пир, авлия, зиярет. Паломничество к особо почитаемым святым местам в исламе нередко приравнивается к хаджжу. См. также Мекка, Кааба, Хиджаз.

 
PR-CY.ru