ПРАВОВЕРИЕ

ПРАВОВЕРИЕ. В исламе правоверие определяется выражением «ад-дин аль-кавим», однако это понятие относительное и на протяжении всей истории ислама было предметом острой религиозно-политической полемики. Относительность понятия «правоверие» обусловлена тем, что ислам не знал ни религиозного института, ни единоличного главы, постановления которых по религиозным вопросам были бы обязательными для всех мусульман. Формирование общественного мнения по религиозным вопросам осуществлялось не государственными или религиозными учреждениями, а частными лицами, богословами и фикхами, чей авторитет основывался на их религиозных знаниях. Отсутствие общепризнанных критериев в определении правоверия, обусловленное также неопределенностью в этом вопросе основных источников исламского вероучения (Корана и Сунны), вели к разномыслию среди последователей разных религиозно-правовых школ (мазхабов). Одно и то же мнение квалифицировалось последователями разных школ то как правоверие, освященное авторитетом Корана и Сунны, то как «заблуждение», отход от правоверия. В исламе никогда не было единой, общепризнанной богословско-правовой школы, учение которой могло бы рассматриваться как правоверие. В этом отношении к нему неправомерно применять христианское понятие «ортодоксы», как это делают некоторые западные и отечественные исламоведы, говоря о господствующем большинстве в исламе – суннитах. Вместе с тем, опираясь на предание со слов пророка Мухаммада о том, что из 73 общин, на которые распадется ислам, только одна будет следовать его образу мыслей и действий, мусульманские богословы разных школ пытались доказать, что именно их единомышленники идут верным путем, исповедуют истинную веру. Наиболее активно на роль хранителей правоверия претендовали ханбалиты, сформировавшие в X в. свои критерии правоверия. Вынужденные констатировать наличие в исламе разногласий, суннитские богословы стремились определить основные положения правоверия, непризнание которых должно рассматриваться как «заблуждение» и отклонение от правоверия. При этом они выделяли частные вопросы, расхождения по которым не влекли за собой, по их мнению, отклонений от правоверия. Они пытались определить и категории мусульман, следующих правоверию. В начале XI в. халиф аль-Кадир издал в Багдаде «Символ веры», подписанный 400-ми богословами, в котором были изложены  основы правоверия, обязательные для всех мусульман. Однако эта мера, направленная на установление религиозно-политического единства мусульман, не смогла устранить идейные расхождения в исламе, отражавшие соперничество различных религиозно-политических группировок и богословско-правовых школ. Проблема правоверия оказалась в исламе неразрешимой.

 
PR-CY.ru