ПАНИСЛАМИЗМ

ПАНИСЛАМИЗМ – религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о вненациональном, внеклассовом единстве всех мусульман, обусловленном равенством их «перед лицом Аллаха», и необходимости объединения мусульман в рамках единого теократического государства – Халифата. Доктрина панисламизма была выдвинута в начале 70-х гг. XIX в. турецким просветителем, членом общества «Новые османы» Намык Кемалем как средство идеологии, мобилизации самосознания мусульманских масс перед лицом колониальной опасности. В ее основу был положен тезис о руководящей роли ислама как в духовной, так и в общественной жизни. Халиф (которым считался османский султан) рассматривался как руководитель мусульман всего мира. Эти идеи нашли дальнейшее развитие у Джамаль ад-Дина аль-Афгани, который использовал их в антиколониальной пропаганде. С его точки зрения, чтобы быть конкурентоспособным, традиционное исламское общество нуждалось в модернизации, что подразумевало развитие современного светского образования, науки и национальной промышленности. Согласно аль-Афгани, значительную роль в политическом объединении мусульман должен был сыграть праведный правитель, в роли которого он в разное время рассматривал египетского хедива, османского султана, иранского шаха, суданского махди. Однако он не смог найти существенной поддержки ни у одного из них, поскольку сам склонялся к идее конституционного правления и ограничения власти монарха парламентом. В своей реформаторской деятельности аль-Афгани опирался на «просвещенные классы» – интеллигенцию, чиновничество, либеральных религиозных деятелей. Частично его идеи были реализованы его учеником Абдо Мухаммадом, который на посту муфтия Египта провел реформу ал-Азхара. В начале XX в. политические идеи панисламизма были использованы в попытках последнего османского султана Абдул-Хамида II спасти стремительно разрушающуюся империю. Сходные идеи были выдвинуты в 1880–1890-е гг. российским мусульманским публицистом и общественным деятелем Исмаилом Гаспиринским, пропагандировавшим идеи объединения мусульман (преимущественно тюрок) и модернизации традиционного мусульманского общества на основе стратегического сближения исламского мира с Россией. Такое сближение, с его точки зрения, было бы взаимовыгодным как для России, так и для мусульман и могло бы способствовать их совместному выживанию и конкуренции с Западом. Его социологические наблюдения о близости жизненного уклада и системы ценностей русских и мусульманских народов в некоторой степени предвосхитили позднейшие разработки русских философов и публицистов, прежде всего, «евразийской школы» (см. Джадидизм). Тем не менее, идеи паниссламизма, часто смешиваемого с пантюркизмом, рассматривались российским властями как одна из важнейших угроз стабильности православной империи, а вслед за ней и всей христианской цивилизации. Этот страх усиливался также активно вводимыми в оборот прогнозами о возможном объединении мусульман и Китая, которые в порыве эмансипации должны были смести «просвещенную» европейскую цивилизацию. Идеи панисламизма нашли некоторое отражение в лозунгах различных оппозиционных и революционных движений мусульманского мира, однако в условиях роста национального самосознания и формирования наций современного типа они довольно быстро были вытеснены идеями этнического национализма (пантюркизма, панарабизма и т.д.). В конце 60-х – начале 70-х гг. XX в. возрожденная идеология панисламизма стала идейной основой движения исламской солидарности в эпоху крушения колониальной системы и обретения национальной независимости странами Ближнего и Среднего Востока. В частности, идеи панисламизма находят отражение в деятельности таких организаций, как Мусульманская лига (МЛ), Всемирный исламский конгресс, Организация исламская конференция (ОИК) и др. Ряд радикальных религиозно-политических движений («Братья-мусульмане», Хизб ат-Тахрир и др.) используют модифицированные идеи панисламизма в своей деятельности.

 
PR-CY.ru