МЮРИД

МЮРИД (араб. мурид – ищущий, стремящийся) – в суфизме послушник, ученик, приверженец какого-либо шейха, связанный с ним духовным обетом и готовящийся вступить в братство (см. Тарикат). Наставник должен наставлять мюрида в мистике и контролировать его мистический опыт. Согласно канонам мюридизма, мюрид во всем безоговорочно подчиняется воле наставника, регулярно исповедуется и кается перед ним. Свою преданность наставнику он периодически доказывает и практическими делами (например, выполняет самые тяжелые хозяйственные работы в его пользу – первый испытательный период). Испытательные сроки для мюридов были различными в разных братствах. После успешного прохождения испытательного срока шейх посвящал послушника в братство. Посвящение состояло из раскрытия смысла практикуемого данным братством зикра, клятвенной присяги, включающей сложную процедуру заключения договора (ахд) и облачения в символическое рубище (хирка). Считается, что связь между мюридом и его наставником, как правило, не прекращается и со смертью последнего, так как из среды его последователей выдвигается векил (доверенный), который руководит мюридом от имени его бывшего наставника. Наличие наставника в раннем суфизме было необходимым условием для продвижения по мистическому пути. Параллельно существовала и традиция увайси (от имени современника Мухаммада мистика Увайса ал-Карани, который поддерживал духовную связь с ним) – постулирование духовной связи адепта с духом умершего известного мистика (ал-Бистами, ал-Халладж и др.). Требование иметь наставника часто становилось обязательным для всех мусульман тех регионов, где в ислам население обращали суфийские шейхи (например, в Средней Азии). В некоторых братствах (кубравийа, накшбандийа) делался особый акцент на культивирование внутренней связи (рабита) между сердцами и мюридами, в основу которого положен принцип общения (сухбат). Ученик должен пристально наблюдать за наставником, полностью концентрируясь на нем. В свою очередь, шейх являясь проводником на мистическом пути, помогает мюриду преодолевать его стоянки (см. Макам). Он обязан контролировать видения и сны мюрида, поскольку наряду с Божественными внушениями могут иметь место и внушения джиннов и шайтана (васваса). Это приводит к тому, что сердце мюрида становится объектом для эманации энергии (файз). Позже принцип подчинения наставнику был доведен до предела – мюрид должен быть в руках шейха как труп в руках обмывальщика трупов.

 
PR-CY.ru