МУХАММАД - Страница 6

Мусульманам предписывалось точное соблюдение долговых обязательств, честное отношение к залогам, к завещаниям и к имуществу сирот при исполнении функций опекунов. Мухаммад осудил кровную месть и утвердил выкуп как наиболее приемлемое разрешение подобных конфликтов. Его проповеди, касавшиеся семейно-брачных отношений, были направлены на укрепление индивидуальной семьи. Ислам признал полигамию, но число жен ограничил четырьмя. Вопреки древнеарабской традиции женщины были включены в категорию наследников. Запрещены были кровосмесительные браки до третьего колена и второго колена молочного родства. Все установления, которые Мухаммад провозглашал как полученные от Аллаха, легли позже в основу мусульманского священного закона – шариата. Его проповеди в Медине находили отклик в умах и сердцах арабов. Когда положение пророка в Ясрибе (Медине) укрепилось, он перешел к враждебным действиям против Мекки. После нескольких безуспешных попыток в начале 624 г. отряду мусульман удалось захватить мекканский караван. В том же году Мухаммад стянул большие силы для нападения на другой караван с товарами из Газы, в котором было свыше 1000 верблюдов, а весь груз оценивался в огромные деньги. Когда мекканцы узнали о приготовлениях Мухаммада, то немедленно собрали войско и поспешили на помощь своим соплеменникам. Случилось так, что сама причина раздора (богатый караван) сумел ускользнуть от Мухаммада, но обе враждующие армии встретились у Бадр. Хотя с обеих сторон в том сражении участвовало едва полторы тысячи человек, по понятиям того времени оно было крупным событием. Несмотря на значительное превосходство по численности, мекканцы потерпели поражение, и эта победа Мухаммада произвела на современников большое впечатление. Авторитет пророка сразу колоссально вырос, и даже его местопребывание стало считаться священным. Именно тогда Ясриб из обычного селения стал для мусульман столицей пророка – Мадинат ан-Наби, в просторечии Мединой, и это название закрепилось за ним навсегда. Свое возросшее могущество Мухаммад направил, прежде всего, против иудейских племен, издавна проживавших в Медине. В апреле 624 г. он призвал евреев из племени бану кайнука принять ислам. Когда те отказались, мусульмане осадили их квартал города. Через две недели жители кайнука сдались на милость победителя и должны были уйти из Медины. При разделе их имущества Мухаммад впервые воспользовался провозглашенным им самим правилом раздела добычи: пятая часть – Аллаху и паломникам, родственникам и сиротам, беднякам и путнику. Эта пятина (хумс) предназначалась на нужды общины и отныне находилась в полном распоряжении пророка. В результате его материальное положение сразу улучшилось, хотя пророк, став правителем города-государства и овладев несметным богатством, никогда не жил как царь. Его жилище состояло из простых глиняных домиков, выстроенных для него и для его жен. Еще в Мекке Мухаммад женился на Сауде. Теперь он взял себе в жены еще Аишу, дочь Абу Бакра (ей тогда было 9 лет), Хафсу, дочь Умара, а потом – вдову Зайнаб бинт Хузайму. Позднее он взял себе еще пять жен. Но некоторые свидетельства говорят о том, что пророк не удовлетворялся и таким количеством жен. Однажды Хафса застала Мухаммада со своей служанкой и возмущенно сказала: «Эй, посланник Аллаха! Что же это – в моем доме и на моей постели?!» Тот ответил: «Молчи! Клянусь Аллахом, никогда не приближусь к ней, только никому не рассказывай об этом». Но Хафса рассказала о случившемся Аише, после чего о невоздержанности пророка узнали и другие. Мухаммад пытался развестись с Хафсой, но потом, чтобы еще больше не раздувать скандал, отказался от этой мысли.

 



 
PR-CY.ru