МУФТИЯТ

МУФТИЯТ (от араб. муфти – человек, издающий фетву, муфтий) – утвердившееся в русскоязычной научной литературе и делопроизводстве неофициальное название органов управления мусульман Российской империи, перешедшее в советскую и постсоветскую эпохи. Первый муфтият был создан в России в 1788 г. и официально назывался Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС). В его юрисдикцию была включена большая часть территории России, исключая Таврическую область. Структура созданной организации напоминала структуру религиозной администрации в Османской империи. Муфтият решал вопросы выдачи муллам разрешений (указов) на отправление мусульманского культа. Согласно уставу, во главе организации стоял председатель или муфтий, его советниками и заместителями были три кадия (шариатские судьи). С начала XIX в. ОМДС находился под юрисдикцией Департамента духовных дел и иностранных исповеданий Министерства внутренних дел Российской империи, следовательно, муфтий (или глава Духовного собрания) назначался правительством. Кадии (обозначавшиеся в русской терминологии как «заседатели»), согласно уставу ОМДС, назначались министром внутренних дел по представлению муфтия. Таким образом, российское правительство через создание Духовного управления мусульман пыталось создать в мусульманском обществе иерархическую вертикаль управления, такую же, как в православной церкви. При этом глава мусульманского общества назначался российским императором «по представлению министерства внутренних дел, Высочайшей властью». В 1831 г. в Симферополе было утверждено Таврическое и в 1872 г. в Тифлисе – Закавказское (шиитское и суннитское) духовные управления мусульман (см. Шииты, Сунниты), также именовавшиеся иногда муфтиятами. В результате этого порядок назначения мусульманского духовенства на большей части  Российской империи был в большей или меньшей мере регламентирован уже на основе светского законодательства, учитывавшего, однако, некоторые важные нормы шариата, а также местные обычаи и традиции (см. Адат). (Муфтияты не были учреждены в Туркестанской и Степном краях, а также на Северном Кавказе, где регулирование религиозной жизни мусульман осуществлялось в рамках системы военно-народного управления.) Избираемые местным населением духовные лица должны были подвергаться достаточно сложной и строгой бюрократической проверке их богословской подготовки и политической благонадежности и утверждаться в должности государственной властью. Сначала в соответствующем Духовном собрании или управлении претенденты сдавали экзамен по теории и практике ислама.

 



 
PR-CY.ru