МУФТИЙ

МУФТИЙ (араб. – человек, высказывающий мнение, издающий фетву) – знаток шариата, высшее духовное лицо у мусульман-суннитов (см. Сунниты), принимающее решение по спорным или сложным вопросам права (фикх) и  дающее заключение, именуемое фетвой. Впервые муфтии как специальные чиновники и советники при правителях и шариатских судьях (кади) появились в Египте во время правления омейядского халифа Умара II. Впоследствии они стали назначаться при правителях всех крупных областей для шариатской легитимации решений власти. При наличии на какой-либо территории нескольких муфтиев один из них становился главным и мог принимать апелляции на решения остальных. Муфтии сыграли большую роль в формировании структуры исламского права. Советы, данные авторитетными муфтиями в различных областях, считаются наиболее значимым правовым руководством. Для того чтобы иметь право издавать фетву, человек должен исповедовать ислам, быть честным, осведомленным в области мусульманского права, а также уметь принимать решение на основе собственного рассуждения (см. Иджтихад). Принципиальное изменение статуса муфтиев произошло в XV в. в Османской империи. Главный муфтий Стамбула стал верховным муфтием империи с титулом шейх уль-ислам («старейшина ислама») и возглавил созданную османскими властями иерархию религиозных деятелей на государственной службе, неточно обозначаемую как «исламское духовенство». Шейх уль-ислам давал заключения (фетвы) на решения султана и государственных чиновников, легитимируя действия власти с точки зрения религии, с одной стороны, а с другой – оказывая определенное влияние на принятие тех или иных властных решений. Элементы созданной османами иерархически выстроенной и глубоко интегрированной в государственный аппарат системы регулирования религиозной жизни мусульман были унаследованы после распада империи большинством арабских исламских государств, а также республиканской Турцией. Институт муфтиев в этих странах и коллегий по вынесению фетв (дар ал-ифта) наряду с министерствами по делам религии стал важнейшим инструментом государственного регулирования религиозной жизни. При этом муфтии не обязательно обладали наивысшим религиозным авторитетом. В странах, где ислам является государственной религией, муфтий сейчас обычно назначается в соответствии с правом (шариатом). В бывших европейских провинциях Османской империи (прежде всего на Балканах) муфтиями стали называть главу мусульманской общины как такового. В еще большей степени институт муфтиев был трансформирован в Российской империи, максимально заимствовавшей османский опыт государственного регулирования ислама. Здесь муфтиями назывались главы мусульманских духовных собраний (Оренбургского и Таврического), осуществлявших контроль за религиозной жизнью мусульман в соответствии с российским законодательством и неофициально называвшихся муфтиятами. Институт муфтиев в результате изменился, и муфтий из советника шариатского судьи (кади) превратился в главного кади и основного посредника между государством и подведомственными ему мусульманскими общинами и назначался высочайшим указом главы государства по представлению Министерства внутренних дел. С незначительными изменениями эта система сохранялась и в советский период, когда муфтиями назывались главы четырех духовных управлений мусульман (европейской части СССР и Сибири, Средней Азии и Казахстана, Северного Кавказа, Закавказья). См. также Ислам в России.

 
PR-CY.ru