МУАВИЯ ИБН АБУ СУФАЙН - Страница 2

Внешне безрассудный, этот шаг на самом деле был хорошо продуман: Муавия понимал, что все претензии аль-Хасана будут ничтожны по сравнению с расходами на кровопролитную войну. К тому же условия аль-Хасана оказались вполне приемлемы: он потребовал себе 5 млн. дирхемов и право считаться наследником Муавийи. Так был заключен мир. По свидетельству одних арабских историков, Муавия в это время был уже далеко не молод и неказист на вид: коренаст, коротконог, с непропорционально большой головой. Он очень любил хорошо поесть, имел большой живот и толстый зад. Другие пишут, что его внешний облик был очень красив: высокий, стройный, широкоплечий, с белой кожей. Большие глаза навыкате придавали ему грозное выражение, а когда он смеялся, его верхняя губа поднималась. Разница в описательном портрете объясняется тем, что роль Муавии в истории ислама определялась мусульманами неоднозначно. Сунниты, особенно в Сирии, почитали его как щедрого и справедливого правителя, покровителя поэтов и арабских ученых, строителя городов. Шииты представляли его «узурпатором», превратившим халифскую власть в светскую. Аббасиды предпринимали попытки предать его имя проклятию. Муавия фактически завершил кристаллизацию шиизма, первым установив наследственный принцип передачи халифской власти. С сыном Али аль-Хасаном он поддерживал хорошие отношения, но в 669 г., когда тот неожиданно умер, Муавия поспешил закрепить престол за своим единственным сыном Йазидом; в 676 г. жители Мекки и Медины должны были принести ему присягу как соправителю и наследнику Муавийи. Впрочем, мусульмане не сразу смирились с новым положением вещей. После смерти Муавийи его сын без труда принял власть только в Сирии, а когда его люди попытались привести к присяге аравийских арабов, они стразу столкнулись с большими трудностями. Дело осложнялось тем, что в Медине проживал аль-Хусайн – младший сын Али и Фатимы, младший брат аль-Хасана, имевший в Аравии и Ираке многочисленных сторонников. Узнав о смерти Муавийи, он отказался приносить присягу его сыну и бежал вместе с семьей в Мекку. В сентябре 680 г. аль-Хусайн двинулся из Мекки на Куфу, и около 10 тыс. куфийцев немедленно принесли ему присягу в верности. Поход оказался неудачным: в начале октября у селения Кербелы (неподалеку от Куфы) весь его отряд был перебит в упорном сражении сторонниками Йазида. Мученическая смерть аль-Хусайна и его родичей под Кербелой стало завершающим событием для кристаллизации шиизма, которому для самостоятельного существования не хватало только своего мученика.



 
PR-CY.ru