МЕЧЕТЬ - Страница 5

После завоевания Константинополя турками в 1453 г. главным мусульманским храмом Оттоманской империи многие годы был обращенный в мечеть грандиозный православный храм Святой Софии. И только в начале XVII столетия по приказу султана Ахмеда I была построена мечеть, не уступающая своей монументальностью храму византийских императоров. Ее строительство началось в 1609 г., когда султану было всего 19 лет. Строитель мечети – архитектор Мехмет-ага. Он строил этот шедевр мусульманского зодчества 7 лет. Официально она стала называться мечетью султана Ахмеда, но в народе за ней закрепилось другое название – «Голубая мечеть» из-за того, что интерьер храма отделан голубыми изразцами. Их более 200 тысяч, и они сплошным ковром покрывают стены. Необычным является количество минаретов: шесть. Четыре высоких минарета, как обычно стоят по углам ограды, а два – на внешних углах внутреннего двора. Во внутренний двор ведут трое ворот. Во дворе находится традиционный фонтан для омовения. Его каменный бассейн имеет шестиугольную форму. В восточном углу двора мечети находится мусульманская школа – медресе. Мечеть окружает крытая колоннада из порфира, на крыше которой устроено 30 маленьких куполов. Громадный зал мечети залит светом: 260 больших окон устроены таким образом, что он достигает даже самых дальних уголков. Опирающийся на четыре мощных столба главный купол словно парит в воздухе на высоте 24 м. Сверху спускается подвешенный к потолку огромный светильник. Пол устилают великолепные ковры, преимущественно красных и вишневых тонов. Но главные цвета мечети – голубой и синий: эти цвета преобладают в тысячах изразцов, украшающих стены мечети. В XVI в. изразцы турецких мастеров пользовались исключительным успехом и экспортировались практически во все страны мусульманского мира, однако во время строительства «Голубой мечети» все мастерские работали только на нее: Ахмед I запретил керамических дел мастерам поставлять плитку для других зданий. В 1813 г. в память об участии татаро-башкирских полков в Отечественной войне 1812 г. мусульмане Москвы получили разрешение на открытие молитвенного дома в Татарской слободе, в 1823 г. было дозволено строительство каменного здания на участке купца Назарбая Хамалова. В 1881 г. молельный дом был перестроен: возведены минарет и купол, после этой реконструкции здание первой Московской мечети обрело завершенный вид мусульманского культового сооружения. Вплоть до начала XX в. мечеть на Большой Татарской улице являлась единственным официальным местом молитвенных собраний московских мусульман, проводившихся до 1913 г. ахунами (наставниками) из известного рода Агеевых. При мечети были образованы сиротский дом и медресе, а в 1914 г. недалеко от нее на средства купца и нефтепромышленника Шамси Асадуллаева был построен многоэтажный дом («Дом Асадуллаева»), ставший исламским культурно-образовательным центром дореволюционной Москвы. В 1920-е и 1930-е гг. мечеть еще действовала, но в 1946 г. был арестован имам-хатыб мечети Абдулла Шамсутдинов (1878–1937 гг.), после этого мечеть вскоре была закрыта. Возрождение ее деятельности началось только с 1991 г., когда общество «Байт-Аллах» получило ордер на бессрочное пользование зданием. Помощь в возрождении исторической мечети оказал шейх из Аравии: на выделенные им деньги турецкая строительная компания реставрировала мечеть, и в мае 1993 г. она вновь открылась для мусульман. К октябрю 1917 г. на территории Российской империи действовало 30 тысяч мечетей, но с середины 1920-х гг. начался процесс подавления исламской религиозной жизни и культуры. Было закрыто и разрушено около 12 тысяч мечетей, прекратило существование 87 религиозных центров, до 90 тысяч мулл были лишены возможности вести богослужение. За годы сталинского террора была уничтожена почти вся исламская духовная элита – от 30 до 50 тысяч человек. В 1948 г. в РСФСР осталось только 416 официально зарегистрированных мечетей, а в 1968 г. – 311. Правда, тысячи мечетей и мулл действовали без регистрации, вне рамок законодательства, и власть вынуждена была закрывать на это глаза. На 1 января 1991 г. в России было учтено 870 мечетей, в 1995 г. – 5000, а в 2000 г. – более 7000. По данным Минюста РФ, к 1 января 2000 г. из 17 427 зарегистрированных религиозных объединений на долю мусульманских приходилось 3098. Насчитывалось: 51 религиозный мусульманский центр, 2933 прихода и общины, 114 образовательных учреждений. Свыше 800 человек обучались в высших и средних мусульманских учебных заведениях в арабских странах: Египте, Саудовской Аравии, Сирии, Катаре, Турции и др. См. также аль-Азхар, аль-Акса, Масджид аль-Акса, Куббат ас-Сахра, Исламское искусство, Исламская культура, Ислам в Москве.



 
PR-CY.ru