МЕККА - Страница 2

Когда же обнаружилось, что Мухаммад не только ничего не имеет против практики паломничества к Каабе (хаджж), но и готов поддержать его личным примером (при условии очищения от языческих ритуалов), курайшиты стали в массовом порядке принимать ислам и сдали город без боя. После того как в 630 г. Мекка была занята войсками Мухаммада, ее превратили в религиозный центр ислама, а общеаравийское языческое святилище Кааба стала главной святыней мусульман. Всем верующим предписано совершать к ней паломничество. Сохранение статуса курайшитов после принятия ислама способствовало их массовому выдвижению  на ведущие позиции в Халифате и переориентации на более выгодный источник дохода в виде военной добычи. Этот фактор привел к снижению экономической активности в Мекке и практически полному исчезновению караванной торговли. После создания Халифата традиционные мекканские роды стали играть большую роль в исламском государстве. Из них вышли основные правящие династии мусульманского Средневековья. При Омейядах мекканцы превращаются в привилегированную группу мусульман, и в город стекаются средства со всего Халифата в виде жалований, пожертвований и различных субсидий. Многочисленные паломники тоже способствовали процветанию города. Облик города существенно изменяется: появляются многоэтажные дома и дворцы, строится акведук, в окрестностях города появляются сады. Тем не менее, перенос политического центра Халифата в Дамаск, а позднее – в Багдад превратил Мекку в интеллектуальную и политическую провинцию, сохранявшую только свой священный статус. Несмотря на то, что в городе сложилась своя богословская школа (мазхаб), имевшая особое значение, судьбы ислама решались в новых интеллектуальных и политических центрах Ирака, Сирии и Египта. Тем не менее, в Мекке творили многие мусульманские ученые, там сложились авторитетные школы мусульманского права (фикха) и хадиса. Там находятся учебные заведения четырех суннитских (см. Сунниты) мазхабов и шиитов-джафаритов (см. Шииты). Политически вплоть до начала XIX в. Мекка подчинялась наместникам тех государств, которые устанавливали власть над Западной Аравией. Во внутренней жизни города с позднего Средневековья большую роль играли шарифы. В начале XIX в. Мекка была захвачена ваххабитами, но правившая там хашимитская династия шарифов занимала последовательную антиваххабитскую позицию, что привело к скорому падению их власти в священном городе. В 1926 г. Мекка вошла в состав государства Саудидов, через два года после отмены османского халифата, когда в Мекке короновался основоположник Саудовской династии Ибн Сауд, принявший титул «слуга двух святынь», т.е. Мекки и Медины. В настоящее время Мекка – крупный город с населением около полумиллиона человек (однако ежегодно принимает около 2 млн. паломников). Она является духовным центром мусульманского мира, символом его единства и солидарности. По сегодняшний день «священная территория» Мекки запретна для немусульман (см. Запреты в исламе). Там размещают свои штаб-квартиры международные мусульманские организации, часто собираются общемусульманские конференции. Пребывание паломников в Мекке широко используется для пропаганды идей исламской солидарности. См. также Ислам.



 
PR-CY.ru