МАУДУДИ Саййид

МАУДУДИ Саййид Абу-л-Ала (1903–1979 гг.) – индо-пакистанский мусульманский публицист и фундаменталистский богослов. Оказал серьезное влияние на формирование современного исламского фундаментализма и развитие государственной идеологии Пакистана. Родился в Индии, в семье, принадлежавшей к роду шейхов суфийского братства чиштийа (см. Суфизм), обучался в семье, однако ни систематического исламского, ни западного образования не получил. Работал редактором газеты, издавал ежемесячный журнал и активно разрабатывал собственную теорию джихада. Маудиди формирует свое видение проблем современного ему ислама, заключавшееся в необходимости преодолеть интеллектуальную зависимость образованных слоев общества от Запада и в представлении о том, что ислам является универсальным и всеобъемлющим образом жизни, способным решить проблемы в экономической, политической, культурной и других сферах. В процессе деколонизации Британской Индии он настаивал на том, что будущий Пакистан должен быть именно исламским государством, основанным на принципах шариата и наделенным всемирной миссией распространения ислама и исламского порядка. Для пропаганды своих взглядов Маудиди основал в 1941 г. партию «Джамаат-и ислами» («Исламское общество»), в 1977 г. он и его партия поддержали переворот, в результате которого было свергнуто правительство Зульфикара Али Бхутто и к власти пришли военные во главе с генералом Зийа аль-Хакком. Творчество Маудиди охватывает самые разные сферы – мусульманское право, философию, историю, социологию, политику. В основе его взглядов лежит представление о том, что задачей исламского государства является реализация Божественной воли через обеспечение условий для максимально полного соблюдения заповедей, составляющих шариат. Такое государство должно служить распространению ислама, а власть должна принадлежать людям, убежденным в универсальности такой политической идеологии и разделять ее пафос. Те же, кто не разделяет подобных взглядов, могут жить в этом государстве на положении зимми. В качестве идеального образца он рассматривал Халифат первых четырех «праведных халифов». Политические взгляды Маудиди в целом укладывались в классическую суннитскую концепцию власти (см. Сунниты). Однако его вклад в развитие современной исламской политической мысли состоял в том, что он одним из первых создал целостную систему, использующую исламский концептуальный аппарат. Его работы переведены на многие языки мира. Маудиди оказал влияние на всех крупных исламских фундаменталистских мыслителей XX в., включая Саййида Кутба, аятоллы Хомейни и др.

 
PR-CY.ru