МАЛАМАТИЙА

МАЛАМАТИЙА (от араб. малама – «порицание») – течение в мусульманском мистицизме. Оно возникло в IX в. в Хорасане в нишапурской школе мистицизма в противовес показному благочестию некоторых аскетов (захидун). Его фундаментом стали доктрины ал-Мухасиби, ат-Тустари, ал-Бистами. Движение никогда не имело единой структуры, его сторонником мог стать последователь любой школы. Получило распространение в Ираке, Сирии, Туркестане, особенно в Мекке и Багдаде, а при османах – в Центральной Анатолии. В XIX в. в Хиджазе действовала группа маламатийи, представленная кади г. Таифа Хасаном Фатхом ал-Кархи. Показному благочестию маламатийа противопоставляла искренность (ихлас) и искренность (сидк). Неприкрытая набожность и чересчур суровый аскетизм квалифицируется ими как лицемерие (рийа) и как многобожие (ширк). Сторонники маламатийи не только скрывали свою религиозную практику, но и публично совершали поступки, вызывавшие общественное осуждение и порицание. Они исходили из полной ничтожности человека перед Богом. В силу этого маламатийа не принимала  суфийский метод таваккул (полное упование на Бога), считая, что искренность достигается именно поступками (см. Суфии). Сторонники движения ставили целью очищение сердца от всего мирского с помощью собственных усилий. Они отрицали достижение чистоты через практику духовных состояний (хал), ибо на их уровне не реализуется борьба со своей плотской душой (нафс). Это дало повод некоторым исследователям говорить о доисламских истоках маламатийи – влияние античной традиции киников, практики лицедейства у некоторых сирийских христиан. Наиболее подробные сведения об их доктрине изложены в «Послании о маламатийи» ас-Сулами. Он, а также ас-Сухраварди Шихаб ад-Дин видели в маламатийи особое течение в суфизме. Джами разделял маламатийу и суфиев, поскольку они уповают не на Божественное милосердие, а на собственные деяния. Ал-Худжвири не наделял течение статусом школы в мистицизме, считая его в большей степени показным. Элементы традиции маламатийи отразились в практике накшбандийи, через доктрину одиночества в обществе и тихий зикр. Ас-Сухраварди указал на принципиальное различие практик маламатийи и каландаров, однако Джами сблизил их практику, что идет вразрез со всеми остальными свидетельствами.

 
PR-CY.ru