КОРАН - Страница 5

Исследователи выделяют в Коране несколько основных тематических групп: иудейская и христианская мифология и догматика, изложенные в форме положений и ритуальных предписаний ислама, мусульманская эсхатология, нормы мусульманского права, арабский фольклор. В Коране нет сколько-нибудь связного изложения сюжетов Ветхого и Нового Заветов – в нем встречаются лишь отдельные, хаотически разбросанные по всей книге реминисценции библейского материала или пересказы отдельных библейских мифов, вплетенные в проповедь нового учения. В той социальной среде, откуда вышли пророк и его книга, видимо, в общих чертах была известна библейская традиция, поэтому проповеди являются, по сути, пересказом известных слушателям сюжетов и легенд о сотворении мира, об Адаме и Еве, первородном грехе, египетском пленении иудеев и их исходе из рабства, история Иисуса Христа. Столь же отрывочный характер носит изложение и чисто арабских сюжетов – древних легенд и преданий Аравии. Мухаммад провозглашает пророками многих персонажей и пророков Библии и Евангелия: Адама и Ноя, Авраама и Иосифа, Моисея, Аарона и Иисуса Христа. При этом сам Мухаммад завершает и венчает весь этот ряд, возвышаясь над ним как последний и главный. Христианское учение о Троице и Боге-Сыне было полностью отвергнуто пророком ислама. Много раз в его откровении говорится о посмертном воздаянии, но у самого Мухаммада (так же, как и у Христа) это учение еще не было детально разработано, а лишь намечено в общих чертах и обрисовано в поэтических тонах. В целом вероучение Мухаммада было очень просто, чуждо всяких умственных ухищрений и понятно любому бедуину. Он считал себя только пророком и ни на что большее никогда не притязал, не приписывал себе сверхчеловеческого достоинства и настаивал только на истине получаемых им свыше откровений. Никакими знамениями или прорицаниями он их не подтверждал и подтверждать не собирался, не настаивал даже на том, что ему открыта вся Истина. Согласно мусульманской традиции, Коран – неприкосновенный текст, явленный в божественном откровении, а оригинальный текст откровения содержится в «Небесном Коране. Считается, что Бог хранит его у себя, и его содержание Он приоткрыл Мухаммаду на арабском языке, в форме полурассказа-полунапева, рифмованной прозой (садж). Поэтому мусульмане всего мира, вне зависимости от того, каков их родной язык, ритуальные молитвы творят на том языке, который Бог дал человеку через их пророка. Со временем содержащихся в Коране предписаний религиозного и светского характера оказалось недостаточно для разрешения вновь возникавших в мусульманской общине вопросов, и юристы-теологи (факихи) вынуждены были обратиться к рассказам (хадисам) о деятельности и речах пророка Мухаммада, восходящим к его сподвижникам, которые могли играть роль своеобразных юридических прецедентов. Так, языческая сунна (старинные неписаные морально-правовые предписания, регулировавшие жизнь доисламского патриархального общества) сменялась мусульманской Сунной – «преданием», основанным на хадисах и регулирующим жизнь мусульманской общины. Она стала одним из главных источников мусульманского права и оказала большое влияние на развитие арабской художественной и деловой прозы, вместе с Кораном составляет основу вероучения, культовой практики и в целом образа жизни мусульманских общин.

 



 
PR-CY.ru