КАФИР

КАФИР, кяфир (араб.), гяур (турец.) – в исламском праве обозначение неверующего, неверного, находящегося за рамками ислама. Термин «кафир» встречается уже в арабской поэзии в значении «неблагодарный». В Коране этот термин эволюционирует в направлении значения «неверующий», «отвергающий божественную милость», «неблагодарный по отношению к Богу». Первоначально кафирами обозначались мекканские многобожники, отвергавшие миссию Мухаммада, которых требовалось «призывать на путь Божий милостью и добрым увещеванием», однако в мединский период предписывалась борьба с ними (джихад). В этот же период к ним были причислены иудеи и христиане – люди Писания (ахл ал-китаб), признавшие единого Бога, но не уверовавшие в пророчество Мухаммада. Им гарантировалась свобода отправления их культов и внутренняя религиозно-правовая автономия при условии их лояльности к мусульманской власти и выплаты специальных податей (см. Джизья). Кафирами также считались вероотступники (муртадд), принявшие ислам, но впоследствии отказавшиеся от него, которые могли быть подвергнуты даже смертной казни, поскольку обвинение всех немусульман, а также мусульман, впавших в неверие (см. также Куфр), нарушивших основные предписания ислама и не раскаявшихся в этом, приравнивалось к смертному приговору. Поэтому разграничение между исламом и куфром (неверием) и возможность квалификации мусульманина, совершившего проступок или великий грех (сахиб ал-кабира), были предметом ожесточенных богословско-правовых споров в раннем исламе. Отсутствие ортодоксии (правоверия) приводило к тому, что в принципе любая религиозная группа могла объявить кафирами своих оппонентов, что придавало этой полемике не только сугубо религиозное, но и политическое содержание. В итоге в суннитском исламе (см. Сунниты) сформировался консенсус (иджма) относительно невозможности объявления кафирами никого из мусульман (людей киблы – ахл ал-кибла).

 
PR-CY.ru