КАЛЕНДАРЬ МУСУЛЬМАНСКИЙ - Страница 2

До принятия ислама арабы пользовались лунным календарем, но «исправляли» его время от времени путем вставки дополнительного месяца. Владевшее Меккой племя курейшитов следило за календарем, периодически приводя лунный год в соответствие с солнечным. Високосными годами являются 11 лет 30-летнего цикла (соответственно 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26 и 29-й). Поскольку лунный год короче солнечного на 11 дней, то даты календаря являются «плавающими». Так, например, начало нового (по хиджре) 1432 года по мусульманскому календарю (1 мухаррама) соответствует 8 декабря 2010 года по солнечному (григорианскому) календарю, 1 мухаррма 1433 года – 27 ноября 2011 года, 1 мухаррама 1434 года – 15 ноября 2012 года и т.д. В високосные лунные годы число дней увеличивается с 354-х до 355-ти для того, чтобы новолуние происходило вблизи первого числа месяца. Эти дополнительные сутки включаются в последний месяц года – зу-ль-хиджжу, который обычно насчитывает 29 дней. Лунный мусульманский год всегда короче солнечного: на 34 года лунной хиджры приходится 33 года по григорианскому солнечному календарю. Мусульманские годы постепенно догоняют христианские, но пройдет много лет, прежде чем они сравняются. Первый день 5-го месяца 20874 года григорианского календаря также будет соответствовать (приблизительно) первым дням 5-го месяца 20874 года хиджры календаря мусульманского. Если мусульманский год високосный, а солнечный – простой, то разница составляет 10 суток; если оба года простые или високосные – 11 суток; в том случае, если мусульманский год простой, а солнечный – високосный, то на целых 12 суток. Начало года со временем передвигается с зимы на весну, затем на лето, на осень, а потом снова возвращается к весне. По этой причине в мусульманском календаре нет зимних, весенних, летних и осенних месяцев. Мусульманский календарь на практике может применяться с небольшими различиями в зависимости от конкретной страны бытования. Например, чередование количества дней в месяцах в Иране или Турции может отличаться от классического, но общее их количество в году будет тем же. Переход на чисто лунный год был вызван указанием Корана о порочности практики «исправления» лунного календаря, нарушавшей последовательность трех священных месяцев: зу-л-каада, зу-л-хиджжа и мухаррама, но приход ислама не изменил названий и последовательности лунных месяцев. Коран подтвердил, что число месяцев равно 12-ти, и что четыре из них являются священными, но осудил временные вставки. Мусульманское летосчисление было официально введено в 637 г. при праведном халифе Умаре (Омаре). За отправную точку была принята хиджра – переселение Мухаммада из Мекки, где он подвергался преследованиям, в оазис Ясриб (Медину), состоявшееся 12 раби аль-авваля (24 сентября) 622 г. Однако за точку отсчета новой эры был взят не сам день прибытия пророка в Медину, а 1-е число 1-го месяца (мухаррама) того же года – этот день соответствовал 16 июля 622 г. по юлианскому календарю. Поэтому годы мусульманского календаря называются годами хиджры. Поскольку месяцы начинаются с появлением серпа луны, то иногда случаются несовпадения начала месяцев в разных странах. Мусульманский лунный календарь был создан арабами, поэтому он получил наибольшее распространение в странах арабского Востока, а в Иране, Афганистане, Пакистане, Турции и ряде других исламских стран имеет широкое распространение не лунная, а «солнечная хиджра» (шамси). Так же, как и в лунной хиджре, за начальную дату эры принят 622 год. Она является единственным календарем, в основу которого положена продолжительность тропического года в чистом виде.

 



 
PR-CY.ru