КАЛАНДАРЫ

КАЛАНДАРЫ – бродячие дервиши, не связанные с определенными обителями. Движение каландаров существовало в Хорасане уже с начала XI в. На начальной стадии, возможно, оно было связано со школой маламатийа, восходящей к учению ал-Бистами Абу Йазида. Возникнув в Иране, движение каландаров распространилось в начале XIII в. в Сирии, Малой Азии, Египте и Индии. Основными принципами каландаров были упование на волю Бога (таваккул) и отрешенность, уход от действительности (инкар ал-касб). Они отрицали необходимость обучения у духовного наставника, принесения клятвы на верность (биат), облачения в хирку, исполнения зикра и сама. Но если маламати зарабатывали на жизнь своим трудом, то каландары существовали только за счет милостыни. Считалось, что, даже совершая грешные деяния, каландары поклоняются в душе Богу. Они отвергали показное благочестие, заслужив тем самым репутацию риидов (гуляк, бездельников), хотя и не скрывали свою любовь к Богу, а всячески ее афишировали. Идеологи суфизма (ас-Сухраварди и др.) считают каландаров достойными осуждения (в отличие от маламати). В Египте их деятельность связана с именем Хасана ал-Джавалики (ум. в 1322 г.), построившего обитель каладаров в Каире при поддержке султана-мамлюка Кетбоги. Дервиш Хизр Руми распространил их учение в Северной Индии, где на их практику оказало влияние учение местных сект йогов. В Турции каландары стали известны больше под именем абдалов, во главе их стоял некий Каландар-шах. Однако не все из перечисленных групп признавали авторитет братства каладаров. Так, индийские каландары особенно активно противились жизни в обителях. Их отличительными признаками стали ношение особой одежды, напоминающей наряд индийских шраманов (странствующих подвижников), сбривание волос  на голове, бритье бороды, бровей и усов, протыкание кожи на руках и ногах, ношение железных колец в ушах, в носу, на запястьях, на детородном органе как символ целомудрия и покаяния и т.д. Многие носили с собой деревянные мечи (как знак посвящения в каландары), а также топорики, посохи, рожки, чаши для подаяния, особые пояса и различные амулеты. Их обвиняли в том, что они не посещали мечеть, не совершали намаз, не постились и предавались порокам под предлогом того, что разыскивают на земле божественную красоту. Вместе с тем получила известность их экстатическая поэзия, которая стала образцом мистической лирики. В настоящее время отдельные группы каландаров сохранились в Афганистане, Пакистане и Синьцзяне. Следуя изречению пророка «умри раньше своей смерти», каландары отказались от зарабатывания денег, приняли обет безбрачия, но индивидуальное подвижничество у них не привилось. Они должны были избегать лжи, не водить дружбу с правителями. В учении каландаров можно встретить идеи об отсутствии загробного воздаяния, о переселении душ после смерти в другие тела (или в растения, камни), представление о том, что Бог пребывает в человеческом облике, обожествление наставников. Они достигали экстатических состояний при помощи вина, наркотиков, исступленных танцев (в том числе – в пламени костра). Ряд практик каландаров напоминает соответствующие обряды других братств, следовавших по пути «опьяненных» суфиев: рифаийа, бекташийа, чиштийа. В Индии и Иране они почти полностью слились с братством хандарийа.

 
PR-CY.ru