КАДИРИЙА

КАДИРИЙА – одно из крупнейших и наиболее популярных суфийских братств (см. Суфизм), основанное, согласно традиции, в XII в. в Ираке Абд аль-Кадиром аль-Джилани (аль-Гилани, 1077–1166 гг.). Основатель и его последователи придерживались «школы трезвости» аль-Джунайда, но постепенно в учении братства возобладал личный культ аль-Кадира. Братство, суннитское по взглядам (см. Сунниты), никогда не было единым целым и состояло из множества отдельных групп, которые объединяло имя Абд аль-Кадира – святого и «величайшего заступника», якобы продолжающего являться членам братства и руководить им через посредников-святых (см. Вали). Часть групп братства кадирийа даже обожествляли его, считая носителем огромной мистической силы (барака), величайшим чудотворцем и господином творения (сахиб заман). В кадирийи нет обязательного для всех членов особого мистического «пути» (тарикат) и соответствующей ритуальной практики его прохождения, общим для них является прием в члены братства от имени Абд аль-Кадира. В настоящее время кадирийа представляет собой конгломерат отдельных суфийских братств и общин, распространившихся от Мавритании до Индонезии, от Сомали до Узбекистана. Особенно сильны позиции братства в Западной и Северной Африке, Судане, Ираке и Пакистане (группы братства в двух последних признают главу центральной обители в Багдаде главой всего братства). Африканские общины (джилала) отличаются ярко выраженным культом святого наставника и включают в свою практику многочисленные элементы доисламских обрядов и ритуалов, которые ассоциируются с так называемым народным исламом. Эти группы находятся в открытой конфронтации с мусульманскими традиционалистами, и их шейхи зачастую выполняют в своих общинах и роль имама, и роль факиха. Организационной основой братства кадирийа является самостоятельная обитель (ханака, рабат, хавийа), руководство которой традиционно наследственно. В братство входят медресе, рабат и мечеть, возведенная над могилой Абд аль-Кадира. Социальный состав кадирийи всегда был очень пестрым. Братство практиковало радения (сама, хадра, лейлийа), тихий и громкий зикр. Члены кадирийи носят на голове маленькие войлочные шапки с эмблемой братства – зеленой розой с тремя рядами лепестков. Существует обряд опоясывания шерстяным поясом, заимствованный у футуввы. Главным праздником являются ежегодные торжества в честь Абд аль-Кадира. К югу от Сахары кадирийа играет ведущую роль в общественной и даже политической жизни местных молодых государств (Мали, Гвинея, Сенегал, Нигерия, Судан и др.). В Северной Африке позиции джилали были несколько ослаблены в период османского завоевания, когда им пришлось конкурировать с тюркскими братствами (главным образом, с халватийей) и с обновленческими движениями типа тиджанийи и санусийи. Другие группы кадирийи также сильно различаются между собой, хотя их учение и основывается на общих принципах. Наиболее верной первоначальной сути остается община кадирийи в Ираке, сложившаяся вокруг мавзолея и рабата Абд аль-Кадира в Багдаде. В Иране и Индии действовали подразделения кадирийи, возводившие свои практики к Шаху Мухаммаду Гаусу (XVI в.), который привнес многие шиитские идеи (см. Шиизм) и был сторонником крайнего смирения и предания себя воле шейха. В то же время, в индийской кадирийи проявилось и влияние йоги и других индийских учений. В Туркестане определенное воздействие на братство оказали местные маргинальные шиитские течения, а также частично получило распространение направление кадирийи, воспринявшее элементы обрядности каландаров (бритье бороды и усов, ношение длинных волос, надевание железных цепей и браслетов, попрошайничество). В Средней Азии братство кадирийа оказалось в окружении более сильного и ортодоксального братства накшбандийа, конкуренция между ними продолжается и сегодня. В Турции учение кадирийи связано с проповедью Руми, который пользовался покровительством Османского государства и смог увеличить число своих сторонников за счет последователей других братств. Учение проникло и на Кавказ (в Дагестан и Чечню), однако здесь ведущая роль принадлежала братству накшбандийа.

 
PR-CY.ru