ЙАСАВИЙА

ЙАСАВИЙА –  суфийское братство на территории Средней Азии и Восточного Туркестана (см. Суфизм). Линия духовной преемственности восходит к тюркскому шейху Ахмаду Йасави (XII в.). Ему приписывается инициатива в пропаганде суфийского пути (тарикат) не только в Средней, но и в Малой Азии, где его учениками считаются так называемые хорасанские эрены (наиболее почитаемые в братстве бекташийа). С ним связывается также (хотя без оснований) возникновение братства накшбандийа. Расцвет братства йасавийа приходится на период правления эмира Тимура (1370–1405 гг.), приказавшего возвести пышную усыпальницу над могилой Йасави. Между йасавийей, придерживающейся экстатических практик, и накшбандией, отстаивающей «путь трезвости», постепенно усиливалось соперничество. В XIV в. были популярны рассказы о духовном соперничестве йасавийских шейхов с шейхами бухарской общины накшбандийа. Именно в накшбандийских кругах складывается легенда об отречении Ахмада Йасави от руководства в пользу Абд ал-Халика Гидждувани, служившая обоснованием того, что йасавийа является лишь ответвлением братства накшбандийа. В связи с исламизацией монгольских племен, поселившихся в Средней Азии после нашествия Чингизхана, роль братства йасавийа возрастает. Шейху Сайид-ата приписывается обращение в ислам хана Золотой Орды Узбека (1312–1341 гг.). Вероятно, к тем временам относится установление прочных связей между шейхами йасавийи и общинами кочевых тюркских племен, видевших в них своих духовных покровителей и посредников в общении с внешним миром. Позднее эти связи выродились в институт ишанизма (см. Ишан), сводившийся зачастую к сбору дани с кочевых племен и с оседлых общин. В XVI в. борьба между йасавийей и накшбандией достигла наибольшей остроты, а в XVII в. йасавийа отступает на задний план, ее влияние в придворных кругах узбекских ханов сокращается. Многие общины поголовно переходят к конкурирующему братству, которое «ловило» чужих приверженцев. Тем не менее, братство йасавийа сохраняло влияние среди узбеков, в меньшей степени – среди киргизов и казахов. Ритуалы братства стали своего рода народными культами. В частности, ритуал поклонения святым (вали), исполнение обрядов, связанных с культом гробниц, сохранились вплоть до советского периода. Но братство йасавийа оказалось фактически разобщенным на отдельные культовые группы, не имеющих связей друг с другом. Камнем преткновения в спорах среднеазиатских суфиев была проблема громкого зикра. Однако братство никогда не подвергалось преследованиям по поводу шиитских симпатий (см. Шииты) или наличия какого-либо еретического тайного учения. Осуждению со стороны официального ислама подвергались громкий зикр и практика наследования должности шейха в йасавийи, а также исполнение музыки и участие женщин в сама (по крайней мере, на раннем этапе истории братства). В настоящее время можно говорить лишь об отдельных кружках последователей йасавийи, сохранивших элементы традиции. В Средней Азии зачастую трудно отделить приверженцев йасавийи от остатков братства кубравийа.

 
PR-CY.ru