ИСМАИЛИТЫ - Страница 7

Для того чтобы подобраться поближе к какому-нибудь высокопоставленному лицу, он мог принять любую личину – чтеца Корана, слуги, воина, купца и т.п. Как правило, убийца погибал вместе со своей жертвой. В тех редких случаях, когда ему удавалось ускользнуть живым после покушения, отмечалось в Аламуте семидневным праздником. Строгая дисциплина, царившая среди низаритов, их целеустремленность и готовность к самопожертвованию многим современникам казались невероятными. Поэтому существует предание, что исполнители террористических актов употребляли наркотики (гашиш), за что их иногда называли хашишийа. Это название в искаженной форме (ассасины) попало в европейские языки в значении «убийца». Хасан ас-Саббах умер в мае 1124 г. Перед смертью он передал власть четырем ближайшим сподвижникам, но через несколько лет в живых остался только Кийа Бузург-умид. Он сам и его сын Мухаммад (вслед за Хасаном) называли себя только даи имама, но не претендовали на имамат. Положение изменилось при сыне Мухаммада, Хасане Ала Зикрихи-с-саламе. Вскоре среди низаритов стало распространяться убеждение, что этот Хасан есть именно тот имам, пришествие которого предрекал в свое время Хасан ас-Саббах. Мухаммад пытался препятствовать утверждению этой веры, но в феврале 1162 г. он умер. Его сын Хасан наследовала власть, и поклонение ему возродилось с новой силой. Спустя два года новый глава низаритов ввел немаловажные нововведения: отменялись многие положения шариата, в том числе пятикратная ежедневная молитва и соблюдение поста, был снят запрет с употребления вина, разрешались музыка, песни и танцы. Но наиболее важное заключалось в изменении статуса главы низаритов, который устно и письменно стал заявлять о том, что, хотя его знают как сына Мухаммада ибн Бузург-умида, в действительности же он имам времени и сын имама из потомков Низара, сына ал-Мустансира, в течение многих лет являвшегося скрытым имамом низаритов. Неизвестно, как отнеслись к такой трактовке событий современники, знавшие его с детства, но следующие поколения принимали ее без малейшего колебания. Конец существованию исмаилитского государства в Иране положила внешняя сила. В июне 1256 г. к Аламуту подошли главные силы монгольской армии во главе с ханом Хулагой. В ноябре тогдашний глава секты имам Хуршах объявил о своей капитуляции, вышел из крепости, облобызал ноги хану и по его требованию разослал гонцов с приказом о капитуляции во все концы своей державы. Государство низаритов прекратило существование. Несмотря на это, низариты по-прежнему внушали своим соседям почтительный ужас, а Иран еще в течение шести веков продолжал оставаться центром низаритского движения. Однако, потеряв большинство своих крепостей под натиском монгольского правителя Хулагу-хана, низариты начали переселяться в Индию, где впоследствии образовался их главный центр. Духовными преемниками низаритов являются современные влиятельные исмаилитские общины бохра в Индии (в Бомбее), возглавляемые имамом с титулом Ага-хана. В 1841 г., после одного из восстаний, глава секты Ага-хан I, который считался 46-м низаритским имамом, бежал из Ирана  и в 1946 г. поселился в Бомбее. Используя сетевой принцип социальной организации, исмаилитам-низаритам удалось создать успешно функционирующую транснациональную социально-экономическую структуру, которая в XX в. органично вписалась в глобальный истеблишмент. Нынешний Ага-хан является одним из богатейших людей мира, оказывающих влияние на политические процессы. Он является праправнуком Ага-хана I, считается 49-м имамом низаритов и с 1957 г. руководит общиной. Современные центры исмаилитов известны своей гуманитарной и благотворительной деятельностью, направленной преимущественно на поддержку единоверцев в различных регионах мира. Община исмаилитов-низаритов в Индии, называемая также ходжа и рассматриваемая иногда как торговая каста, сыграла значительную роль в постколониальном разделе Британской Индии и создании государства Пакистан. Выходцами из низаритов-ходжа были основатель Пакистана Мухаммад Али Джинна и ряд видных политических деятелей этой страны, в частности, семейство Бхутто. В настоящее время общины исмаилитов существуют более чем в 20 странах Азии и Африки, а также в странах Запада. Наиболее крупные из них – в Индии, Пакистане, Кении, Танзании, а также в Северном Афганистане и Таджикистане (Бадахшан). См. также Низариты, Мусталиты.



 
PR-CY.ru