ИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО - Страница 2

В Коране нет прямого запрета художественных изображений человека и животных. Однако в Сунне есть легенда: в Судный день изображения воскреснут и потребуют на Страшном суде свои души у художников, создавших образы людей и животных. Смогут ли те ответить на это требование? Помимо этого, религиозные обычаи и традиции многих народов, принявших ислам (адат), прямо запрещают изобразительное искусство. В результате арабское искусство (и его последователи во всех уголках мира) лишилось живописи, скульптуры, тематических монументальных полотен, анималистики. Мусульманский этикет предписывал максимально полное прикрытие тела, поэтому цельнокройная длинная одежда соответствовала его требованиям, открытое же тело оскорбляло религиозные чувства его сторонников. Зооморфные мотивы крайне редко встречаются в исламском искусстве (пример обратного – медресе Шир Дор в Самарканде, построенное, согласно преданию, с участием индийских мастеров). Устранение человека как особой, самостоятельной темы в исламском искусстве косвенно означало, что личность в исламском мире не существует как самостоятельно значимая величина. Она – лишь функция религиозной общины и религиозного государства. Тем самым устранялась и возможность развернутого индивидуального отношения искусства к текущим проблемам жизни общества и к положению самого человека; исключение сохранялось лишь для власть имущих. Любовная поэзия и бесценные миниатюры были созданы персами и таджиками в эпоху мусульманского культурного ренессанса (X–XI вв.). Тяготясь арабским завоеванием, представители этих культур использовали любую возможность обозначить свои отличия от арабов: иллюстрировали поэтические, исторические и научные сочинения, создавали рубаи и романтические легенды, рисовали на коврах и шелке нагих дев, а также превратили вино в суфийский символ (см. Суфизм). Суфиями же были созданы братства, в которых ритуал зикр сопровождался не только ритмическим хлопаньем в ладони, но и ударами в барабан, а впоследствии – игрой на инструментах, напоминающих скрипку. В некоторых суфийских братствах используется разновидность флейты-дудочки. Хотя в культовой системе ислама поэзия представлена только в текстах Корана, мистические течения исламского искусства знают множество содержательных поэтических решений. К суфийскому ордену, в частности, принадлежал Омар Хаям (XI в.). Наиболее устойчивая и распространенная изобразительная традиция характерна для двух культурообразующих зон исламского искусства – мусульманского искусства Ирана и Индии. В своих формальных (передача пространства и времени, обратная перспектива) и смысловых (символико-аллегорическая образность) проявлениях исламское искусство входит в общую типологическую картину искусства средневекового Востока и Запада. Образная выразительность исламского искусства первоначально сосредоточилась в Коране (и в поэтико-литературном развитии его философско-нравственной проблематики); в архитектуре и прикладном искусстве (включая амулеты-украшения, художественное ткачество молитвенных ковриков, искусство книжной и орнаментальной каллиграфии как элемента украшений архитектуры и рукописей). В изобразительном искусстве ислама преобладает орнамент, отличающийся разноцветьем красок и разнообразием узоров, часто восходящих к доисторическим символам и сюжетам. Орнамент представлен в резьбе по камню, по металлу, по глине, в тонких рисунках капиталей, в резных дверях и панелях стен, в застывшем алебастре, в мелкой тонкой пластинке, особенно в ювелирных украшениях, связанных с исламской религиозной символикой.

 



 
PR-CY.ru