ИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО

ИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО – совокупность образно-художественных средств, включенных в культовые церемонии и повседневную жизнь мусульман. Его пространственные границы соответствовали основным районам распространения мусульманского вероучения. Можно выделить несколько культурообразующих зон его распространения: арабская зона (Ближний Восток, Египет, Магриб, Испания), иранская зона (Иран, Афганистан, Средняя Азия), индо-иранская зона (Индия, Пакистан) и индонезийско-малайская зона. Художественный облик исламского искусства перечисленных зон, наряду с доминирующим исламским пластом, включал черты традиционного домусульманского искусства. Эта особенность охватывает практически все виды искусства и архитектуры, их стиль, конструктивные приемы. Столкновение ислама с древними религиями (иудаизм, христианство, зороастризм, буддизм) явственно обнаруживает влияние эстетических и изобразительных идей домусульманского искусства данных культурообразующих зон. В частности, иудейская традиция, несомненно, повлияла на эстетические представления ислама об изобразительном облике человека, а древнеиранская мифо-ритуальная традиция может быть прослежена в самых поздних образцах персидской миниатюры. Поэтому вполне логично говорить об исламском искусстве в различных зонах его распространения лишь с оговоркой, непременно подчеркивая синтетический характер искусства культурообразующих зон (например, исламское искусство Ирана, исламское искусство Индии и т.д.). Кроме того, исламское искусство (в отличие от христианского или буддийского) было принципиально некультовым, что, однако, не означает, что в исламе не существовало сакрального (священного) искусства. Иначе говоря, в своем историческом развитии исламское искусство претерпело определенные изменения, носящие преимущественно формальный характер. В его истории заметны следующие сосуществующие и взаимодополняющие друг друга компоненты: 1) «стартовая культура» арабов-завоевателей, основавших Халифат (начиная с пророка Мухаммада); 2) художественные ценности народов и государств, ставших объектом гигантской арабской экспансии и сохранявших (после внедрения в них исламского религиозного канона – исламизации) свои художественные традиции и своеобразие; 3) государственные проекты на ниве искусства многочисленных преемников арабских халифов (тюрок и др.), осуществлявших своеобразные художественные решения (часто по личным мотивам, например, мавзолей Тадж Махал в Агре, Индия); 4) адаптация к религиозно-государственным импульсам, связанным с исламом и арабо-тюркскими завоеваниями, многочисленных народных культур Европы, Азии и Африки, куда проникали сторонники ислама; 5) духовное сопротивление завоевателям в рамках общих норм и принципов ислама (персидская, таджикская и другие культуры, движение суфиев и т.д.); 6) синтетические художественные тенденции, складывающиеся на основе взаимодействия части из перечисленных выше тенденций. Достигающиеся при этом синтезы отвечали одной задаче – воплощению красоты. В исламе прекрасное (т.е. угодное Богу) отождествлялось с совершенством формы, игрой ярких красок и сиянием света. С религиозной точки зрения, наиболее выразительными и почитаемыми являлись искусство каллиграфии и традиционный облик мечети, облекаемый часто в богатую архитектурную форму и декоративное убранство. Сакральное значение каллиграфии и мечети проистекает из доминирующей для мусульман идеи о воплощении Слова Бога. Каллиграфия в своей основе является графическим изображением божественного слова, а мечеть – местом, где оно получает свое вербальное воплощение.

 



 
PR-CY.ru