ИСЛАМСКИЕ ПРАЗДНИКИ - Страница 2

Еще один широко отмечаемый в мире ислама праздник – Ляйлят ал-исра ва-л-мирадж («ночь путешествия и вознесения») – знаменует чудесное путешествие Мухаммада из Мекки в Иерусалим и его вознесение к небесному престолу Аллаха (см. Мирадж). По традиции праздник Мирадж отмечается в ночь с 26-го на 27-е раджаба. Праздничная ночь проводится в бдении, чтении Корана и молитвах. К числу наиболее популярных шиитских праздников, который шииты отмечают помимо общемусульманских, относится день поминовения шиитского имама и внука пророка Мухаммада – аль-Хусейна (см. Ашура). Он приходится на 10-е число месяца мухаррама. В течение 10 дней устраиваются мистерии, инсценирующие историю трагической гибели аль-Хусейна (перс. тазийа). Многие мусульманские праздники имеют древнее, доисламское происхождение. Кроме праздничных дней есть еще памятные дни, которые не должны возводиться в ранг обязательных религиозных праздников, но, по мнению богословов, могут быть причиной для семейного или дружеского чаепития, общения. К числу исламских нередко причисляют и праздники, не имеющие отношения к религии, но отмечаемые в странах распространения ислама (например, Новый год – навруз). Навруз (Нооруз, Ноуруз) иногда относят к мусульманским праздникам, но ошибочно. Его широко отмечают в мусульманском мире, но он не связан с Кораном, а унаследован от доисламских древнейших народов. Навруз празднуется не по лунному, а по солнечному календарю – в день весеннего равноденствия. Праздник символизирует весеннее пробуждение природы и  связан с началом полевых работ. Празднуют навруз очень весело. На улице можно встретить Аму Навруза – дядюшку Навруза в яркой одежде и остроконечной шапке. Он играет на накоре, поет песни, декламирует стихи. Люди ходят друг другу в гости, на улицах и площадях устраиваются массовые народные гулянья. На ярмарках выступают певцы, силачи, канатоходцы. В период становления ислама пророк Мухаммад запретил своим последователям праздновать немульманские праздники и принимать непосредственное в них участие, т.к., участвуя в религиозном празднике, человек тем самым присоединяется к обряду чужой религии. Но поскольку празднование 1 января, которое хоть и приурочено к христианскому Рождеству, фактически не имеет отношения ни к какой религии, поэтому отмечать его не запрещено. Отмечать наступление нового года особым образом у мусульман не принято. Однако в проповеди имама непременно напоминают верующим, что 16 июля 622 г. по грегорианскому календарю в городе Медине создалась первая община мусульман, переселившихся сюда из Мекки. Это событие стало началом новой исламской эры (см. Хиджра), т.к. из этой небольшой общины, как из ядра, вырос огромный мир ислама. Вопрос о необходимости введения летоисчисления (раньше был лунный календарь с месяцами, но без счета лет) возник тогда, когда правил второй праведный халиф – Умар (Омар). Территория государства настолько расширилась, что люди получали письма с указанием месяца, но не знали, в этом году или в прошлом было получено письмо. Тогда халиф собрал совет, на котором было принято решение принять за начало летосчисления год переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину. Все мусульманских праздники отмечаются по лунному календарю, а так как мусульманский год на 11 дней короче солнечного, то все мусульманские даты ежегодно смещаются (так, Новый год по мусульманскому календарю – 1 мухаррама 1432 г. совпадает с 7 декабря 2010 г.).



 
PR-CY.ru