ИСЛАМСКАЯ ТЕОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

ИСЛАМСКАЯ ТЕОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ – богословие и философия, получившие развитие в рамках мусульманской традиции. Их становление относится к IX–XII вв. В исламе изначально отсутствовал институт, подобный Вселенским соборам в христианстве, который принимал бы решения по узаконению религиозных догматов ислама. Вопросы богословия не входили в юрисдикцию халифа или духовных учреждений. В исламском мире не выделилась общепринятая, признанная во всех регионах теологическая школа. Истолкование догматов веры, формирование общественного мнения по вопросам религии занимались частные лица – религиозные деятели, авторитет которых основывался на их познаниях в области религиозных наук. Возможность различного толкования религиозно-догматических вопросов в исламе обусловливались также противоречивостью  главных источников мусульманского вероучения – Корана и Сунны. Специфика ислама такова, что в нем никогда не существовало единого узаконенного «ортодоксального» (т.е. правоверного) учения, что имеет принципиальное значение для понимания механизма функционирования ислама как идеологической системы. На рубеже VII–VIII вв. в мусульманской среде велись дискуссии по основополагающим вопросам вероучения – об отношении к греху и о мере загробного воздаяния, о природе и атрибутах Бога, свободе воли, о природе Корана и т. д. Идейные расхождения среди теологов привели к образованию в середине VIII в. ряда влиятельных религиозно-политических группировок, каждая из которых претендовала на выражение «истинного правоверия». В полемике богословов особое место занимал спор о предопределении. Сторонники учения об абсолютном предопределении (джабриты) утверждали, что Бог создал каждого человека вместе с его характером, способностями и будущими поступками, и поэтому человек не может влиять на свой жизненный путь. В противоположность джабритам сложилась школа мыслителей (кадаритов), развивавших тезис о свободе человека в выборе своих действий и отрицавших Божественный произвол. По их представлениям, Аллах, обладающий качеством свободы воли, передал его созданным им людям и сделал человека творцом своих действий и ответственным за свои грехи. Отсутствие узаконенной догматики в исламе открывало возможность для обоснования права свободного толкования Корана в части мировоззренческих вопросов в приемлемом для конкретного теолога или школы духе. Именно в области данных вопросов священный текст мог толковаться метафорически, открывая простор для многообразных проявлений свободомыслия в исламе. Оно берет свое начало с периода проповеди Мухаммада, когда пророк ислама воспринимался как обыкновенный человек, а Коран рассматривался некоторыми современниками как обычное литературное произведение. Ранней формой свободомыслия в исламе стал религиозный скептицизм. Он был свойственен религиозно-догматической школе мурджитов (от араб. ирджа – «откладывание, отсрочивание»). Исходным моментом их учения стал отказ от суждения («откладывание суждения») о действиях человека и тезис о том, что внешнее исповедание веры является достаточным основанием для того, чтобы считать человека верующим. Религиозный скептицизм нашел свое логическое завершение у известного теолога ар-Раванди Ахмада (ум., вероятно, в начале X в.). На мусульманском Востоке в эпоху Средневековья высокого расцвета достигли светские науки, в том числе светская философия (фалсафа), выдвинулась группа мыслителей, использовавших положения ислама как формальный отправной пункт для философских рассуждений.

 



 
PR-CY.ru