ИСЛАМСКАЯ МИФОЛОГИЯ

ИСЛАМСКАЯ МИФОЛОГИЯ – совокупность представлений, образов и фигур мифологического характера, содержащихся в Коране, хадисах, письменных и устных сказаниях мусульман. Исламская мифология носит вторичный характер, поскольку является переработкой древнеаравийской мифологии, мифологических представлений народов, принявших ислам, а также мифологических сказаний иудаизма, христианства и (в меньшей степени) зороастризма. Согласно мусульманским представлениям, мир был сотворен Аллахом. В Коране он сохранил некоторые черты мифологической образности. В частности, там говорится о глазах Аллаха, о том, что он видит, и т.д. Над семью небесами находится его престол. На небесах расположены также рай (джанна) и ад (джаханнам). От неба была отделена земля. Мифы рассказывают о горе Каф, окружающей всю землю, а также о том, что земля покоится на плечах ангела или на рогах быка. Наряду с этими мифологическими образами в средневековом мусульманском мире было широко распространено представление о шарообразности земли. На небесах обитают ангелы, сотворенные из света, среди которых четыре главных – Джабраил, Микал, Израил и Исрафил. На земле обитают низшие духи – джинны, а также враждебные и мятежные шайтаны. Из глины, взятой из разных районов земли, Аллах создал своего «заместителя» – первого человека Адама. Он вдохнул в него жизнь и приказал ангелам поклониться ему. Один из ангелов (Иблис) отказался, за что и был низвергнут с небес. С тех пор он стал «врагом Аллаха», возглавил всех злых демонов и постоянно вредит людям, совращая их с истинного пути. С помощью змея и павлина Иблис сумел уговорить Адама и его жену Хавву (Еву) вкусить запретный плод, за что они были изгнаны из рая. Дальнейшая история человечества представляется как чередование народов и посылавшихся к ним пророков. Но люди не верили посланникам Аллаха и за это уничтожались Богом. Исламская мифология насчитывает более ста пророков. Среди них персонажи Ветхого и Нового Завета (Адам, Нух – Ной, Ибрахим – Авраам, Лут – Лот, Муса – Моисей, Харун – Аарон, Мариам – Мария, Иса – Иисус), герои аравийских преданий (Худ, Салих, Шуайб), образы различных сказаний (Зу-л-Карани) и т.д. Последним посланником Аллаха является Мухаммад, называемый «печатью пророков». Хотя он и считается всего лишь человеком, выполняющим волю Аллаха, исламская мифология, тем не менее, окружила его образ множеством легенд (благовещение, очищение сердца ангелами, вознесение на небеса). Послекораническое предание добавило много новых пророков, среди которых особо выделяется аль-Хадир (Хизр), воплотивший в себе древние мифологические образы плодородия и вечной жизни. Развитие в исламе культа святых (вали), считавшихся заступниками людей перед Аллахом, привело к сложению многочисленных мифов о них. Эти мифы, как и сами образы святых, в мусульманской форме сохранили и развили многие древние мифологические представления. В шиитском исламе (см. Шиизм) мифическими, почти божественными качествами наделяются имамы – потомки Мухаммада. Для шиитов характерно представление о некоем «свете Мухаммада», божественной эманации, наследуемой всеми пророками, а затем – шиитскими имамами. Особо почитаемый шиитами Али ибн Аби Талиб часто выступает в сказаниях как мифический герой. Согласно мусульманским представлениям, после последнего пророка Мухаммада мир движется к своему концу. Накануне этого конца в нем воцарится «ложный мессия» – Даджжал, наступят тяжелые времена угнетения и безверия. В борьбу с ним вступят спустившиеся с небес Иса и посланный Аллахом махди. Затем все люди умрут, а мир будет уничтожен. Умершие ранее уже подверглись предварительному суду и воздаянию в могилах. Теперь же, по зову трубы ангела Исрафила, все мертвые восстанут из могил и явятся перед Аллахом. Их прошлые деяния будут взвешены, и они отправятся в ад или в рай.

 
PR-CY.ru