ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА - Страница 9

Несколько более поздними архитектурными элементами стали купола и минареты (от араб. минара – маяк). Минарет возводится рядом с мечетью и составляет с ней одно целое. Примером может служить мечеть ал-Акса в Иерусалиме и мечеть Куббат ас-Сахра («Купол скалы»), сооруженная в конце VII в. на месте бывшего главного иудейского храма, разрушенного римлянами в 70 г. н.э. С X в. мечети и дворцы стали украшать растительным и геометрическим орнаментами, непременной частью которых стали стилизованные надписи на арабском языке – арабески. С XII в. фасады и внутренние интерьеры культовых зданий обыкновенно отделываются многоцветной настенной росписью, отделка постепенно становится все более пышной. В XIV–XV вв. строятся дворцы и мечети, роскошь которых была призвана подчеркнуть богатство и могущество правителей (такова знаменитая мечеть султана Хасана в Каире). Стены мечетей нередко облицовывались фаянсовыми плитками с поливой из бирюзовой и зеленоватой глазури. Купола украшались глазурованной плиткой, часто голубого или синего цвета. В целом характерными чертами средневекового арабского изобразительного искусства были цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок (красной, белой, зеленой и синей) было всегда строго подчинено мусульманской символике. Любимым цветом арабов был красный. Из красной ткани делалась одежда для детей и женщин. Все (мужчины, женщины и дети) постоянно носили амулеты, призванные защитить их владельца от сглаза. Защитить человека от «порчи», принести удачу, счастье, здоровье, определить его судьбу и продолжительность жизни должны были также драгоценные камни, подобранные по знаку зодиака. Их носили не только вельможи, но и совсем небогатые люди. Составлялись специальные сочинения о свойствах камней, иногда на достоверной научной основе, даже знаменитыми учеными-энциклопедистами (например, аль-Бируни), иногда – совершенно фантастические. Но аргументы ученых никак не влияли на настроения простых обывателей, и вера в сверхъестественную силу камней оставалась непоколебимой. Древние обычаи и суеверия сохранялись в культуре исламских стран в течение всего периода Средневековья. Исламская культура развивалась, прежде всего, как городская культура, поскольку распространение ислама сопровождалось бурным ростом городов. Приход арабских кочевников в области древнейших цивилизаций и их контакт с другими народами способствовали культурному и политическому развитию завоевателей. Вчерашние бедуины вскоре отказались от простой и суровой кочевой жизни в пустынных степях Аравии, перешли к оседлости, обзавелись землей и другим имуществом и начали приобщаться к городской цивилизации. Возникнув на Аравийском полуострове, где лишь пятая часть не является пустыней, мусульманская культура за короткое время стала великой урбанистической цивилизацией: в крупные центры превратились возрождаемые из руин древние поселения, возникали новые города. Такими центрами стали Куфа, Басра, Багдад, Каир, Кордова, Севилья, Сарагоса, Самарканд, Бухара, Шираз и др. В Багдаде (тогда самом большом городе в мире) в X в. проживало более миллиона человек, в Каире – полмиллиона, в Дамаске и Кордове по 300–400 тысяч. Для сравнения: только в очень немногих городах средневековой Европы насчитывалось по 30–40 тысяч жителей, а численность населения Парижа (самого крупного европейского города) достигла 300 тысяч человек лишь в XIX в.

 



 
PR-CY.ru