ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА - Страница 8

Арабские сказки и новеллы, в большей степени, чем индийские, связаны с жизнью большого средневекового города и в большинстве случаев имеют любовно-эротическое содержание. В это же время складываются многочисленные героические эпопеи, которые передавались в устной форме профессиональными рассказчиками в сопровождении музыкальных инструментов. Наиболее известным был народный роман «Жизнеописание Антары», посвященный подвигам арабского поэта Антары ибн Шаддада, жившего в VI – начале VII в. Расцвет арабской литературы этой эпохи был результатом духовной деятельности многих народов, в ней как бы синтезировалось все лучшее, что было создано различными народностями Халифата на протяжении многих поколений. В этом синтезе кроется причина многообразия и глубина идей арабской литературы периода расцвета и разнообразия ее форм. Вместе с тем и появляются некоторые черты застоя. Однако все более возрастающая нетерпимость начинает постепенно душить свободомыслие, дает о себе знать консерватизм в сфере художественной формы. Если в период расцвета арабской поэзии канон понимался как воплощение идеала, то со временем он начинает выступать лишь как образец для поэта, сковывающий его творческие возможности жесткими законами нормативной эстетики, порождается шаблон, умышленная стилизация и архаизация. Все большую роль начинают играть формальная изощренность, а виртуозная техника приобретает зачастую самодовлеющее значение. Специфическая черта мусульманской культуры – почти полное отсутствие в ней изобразительного искусства. Ислам не допускает использование «образа» или «изображения» Бога в материальном воплощении (в виде статуи, портрета, иконы) – в качестве украшения молитвенных домов, во время религиозных праздников или совершения обрядов, установив запрет на изображение человека и животных, на изображение живых существ вообще во избежание идолопоклонства (см. Запреты в исламе). В результате живопись не получила в исламской культуре сколько-нибудь значительного развития, а скульптурные работы полностью отсутствовали. Исламское искусство абстрактно отображает красоту и величие этого мира, поэтому божественный, сакральный строй мироздания получил свое воплощение в геометрической пропорциональности орнамента, в музыкальной гармоничности звука, в ритмичности движения. Отсюда шло предпочтение архитектурной орнаментике и бестеневой живописи – миниатюры. Образцовыми, при этом, считаются жизнь и художественные вкусы самого пророка Мухаммада. Говорят, что когда ему строили жилье в Медине, то в соответствии с его пожеланиями был создан новый тип постройки, отличительной чертой которого были колонны, поддерживающие потолок. Дом пророка Мухаммада стал прообразом мечети – места для молитвы, духовного общения мусульманина с Богом. Поэтому мечети просторны, в них нет посторонних предметов, которые мешали бы совершению молитвы, поклонов, падению ниц. Типичные мечети времен Халифата включали в себя молитвенный зал и квадратный или прямоугольный двор, окруженный крытой галереей с круглыми арками. Таковы мечеть Амра в Фустате и мечеть в Куфе, построенные в VII в.

 



 
PR-CY.ru