ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА - Страница 7

К концу X в. центр культурной жизни переместился из Бухары в незначительный до того город Газну – родину нового правителя. Махмуд Газневи впервые ввел должность и звание «царь поэтов». Развивая особенности так называемого хорасанского стиля, восходящего к творчеству Рудаки, газневидские поэты довели до совершенства классические жанры – касыды, газели и маснави. Сельджукские завоевания в середине XI в. привели к образованию мощной державы, простиравшейся от Средиземного моря до Северной Индии и восточных провинций Китая включительно. В державе Сельджукидов сложились благоприятные условия для развития караванной торговли и ремесла, расцвету которых, однако, довольно скоро стали препятствовать междоусобицы и набеги феодалов, грабивших богатые города. Тем не менее, города росли и богатели, и в них появилась значительная прослойка из «людей базара» (ремесленников, цехового и караванного купечества), чиновничества и духовенства, а также нарождавшегося образованного слоя феодального города. Новые, антифеодальные идеи проникали в культуру и накладывали отпечаток не столько на форму произведений, сколько на их дух и содержание. Так, классическая персидско-таджикская литература расшатывала заложенные в период раннего Средневековья принципы канонизированной ортодоксальности ислама. Оставаясь мусульманской по своей идеологии, она противостояла предшествующей письменности тем, что была в значительной части светской либо секуляризованной (обмирщенной), а в тех случаях, когда носила религиозный характер, то неортодоксальной (мистическо-суфийской) или даже еретической (карматской). В полной мере это выразилось в развитии гуманистической идеи самостоятельной ценности человеческой личности в противовес догматизированному мусульманскому ее умалению и принижению. К прозаическим жанрам эпохи Омейядов относятся произведения ораторского искусства (хитаба) и так называемы послания (рисала). Произведения ораторского искусства этого времени (религиозные проповеди, выступления политических и военных руководителей) напоминают речи доисламских проповедников. Они невелики по объему, но насыщены всевозможными риторическими фигурами, метафорами и т.д. В отличие от доисламских проповедей они проникнуты мусульманским духом, содержат разнообразные коранические изречения. Иногда ораторы для большей выразительности прибегали в своих речах к рифмованной прозе, характерной для Корана. Художественная проза развивается в X–XII вв. и сопровождается расцветом поэзии. Значительное распространение получила городская новелла – макам. Эти короткие рассказы написаны вычурной рифмованной прозой с многочисленными стихотворными вставками. Очень плодотворно в XIII–XV вв. развивалась народная художественная проза. В этот период складывается в окончательном варианте знаменитый цикл «Тысяча и одна ночь» – обширное собрание арабских волшебных сказок, фантастических и бытовых новелл, дидактических историй, небольших юморесок, бытовых и исторических анекдотов, легенд, преданий, рыцарских повестей, рассказов о путешествиях. При этом происхождение материала во многом определило характер произведения. Так, волшебные сказки индийского цикла отличаются поэтичностью и изяществом композиции. В них всегда действуют сверхъестественные существа, добрые и злые, старающиеся помочь любимцам и помешать нелюбимым персонажам.

 



 
PR-CY.ru