ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА - Страница 12

Демонстрируя большую жизненную силу, ислам как религия и культура быстро утвердился на просторах Евразии. Побеждая в борьбе с местными верованиями, он в то же время показал способность вбирать в себя элементы знаний, обычаев и культурного наследия народов, принявших мусульманство. Наука и культура сблизили исламский Восток и христианскую Византию. Приняв ислам, народы Евразии приобщились к культурному наследию Востока и Запада: Греции, Византии, Ирана, арабских стран. В отличие от христианства, которое долгое время было религией простых людей, ислам быстро стал религией власти. Пророк Мухаммад основал не только религию, но и религиозное государство. Уже при нем ислам стал утверждаться в обществе не только Словом, но и мечом. Поэтому он больше, чем другие религии, проникнут духом «борьбы за истинную веру» (джихад), которая представляет собой одну из важнейших обязанностей мусульманина. Ислам исторически сложился и развивался как государственная религия. Он берет на себя роль идеологии, которая претендует на власть над обществом, и по сей день во многих странах обладает такой властью. Законы шариата – это фактически предписания, которые должны исполнять не только граждане-мусульмане, но и государственные органы. Поэтому выполнение всех канонов ислама возможно только там, где он признан государственной религий, а государство – признано мусульманским. Нарушителям законов шариата грозит кара со стороны властей. Упорное стремление удержать традиционные нормы и их господство в обществе, характерное для «правоверных» консерваторов, тормозит экономическое и культурное развитие исламских стран. В настоящее время отделение религии от государства постепенно происходит и в странах с мусульманским населением. Одной из ключевых в ходе развития национально-освободительного движения, борьбы развивающихся стран за самостоятельность стала проблема исламского культурного наследия. Неоднозначное понимание особенностей и специфики исламской культуры обусловило острую полемику вокруг этой проблемы, столкновение различных социально-политических сил – от прогрессивных деятелей культуры до представителей панисламизма и исламского национализма. Тезис о единой исламской культуре нередко используется реакционными силами для разжигания национализма, противопоставления мусульманских народов немусульманским, при этом игнорируется специфика национальных культур отдельных народов, исповедующих ислам. Использование понятия «исламская культура» в политических целях не означает, однако, что она не существует вообще. Объективно существующие общие типологические черты, свойственные национальным культурам регионов распространения ислама, позволяют выделять, во-первых, мусульманский пласт внутри них при рассмотрении в историческом аспекте и, во-вторых, мусульманский историко-культурный ареал, включающий эти регионы в целом. См. также Исламское искусство, Исламское государство, Исламская теология и философия, Исламская мифология, Исламские праздники.



 
PR-CY.ru