ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА

ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА – в узком смысле средневековая культура исламизированных народов Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, Северо-Западной Индии, Северной Африки и Юго-Западной Европы (см. Исламизация), которая начала развиваться в VII–IX вв. и достигла своего расцвета в X–XV вв. В широком смысле – это классическая и современная культура всех народов, исповедующих ислам и живущих на территории его распространения. В обоих смыслах (особенно во втором) она является довольно условным понятием, нередко – результатом отождествления религии и культуры. Но поскольку религия есть порождение определенных духовных потребностей общественного развития, более правильно противопоставлять не культуру и религию, а светское и сакральное (религиозное) в культуре конкретной эпохи или региона. Исламская культура не была мусульманской в буквальном смысле этого термина, поэтому нельзя ставить знак равенства между этими понятиями. Во-первых, по своим историческим истокам культура Халифата выросла на почве домусульманских культур и цивилизаций Востока (египетской, вавилонской, сирийской, иранской и индийской) и Запада (эллинистической). Во-вторых, в ее создании принимали участие не только приверженцы ислама, большой вклад внесли также зороастрийцы, христиане, иудеи и буддисты. В-третьих, идеологическое господство ислама не носило тотального характера, и мусульманство не сумело в полной мере подчинить себе ряд компонентов и измерений традиционной культуры народов, вошедших в состав Халифата. Так, несмотря на постоянную травлю философии (школы восточного перипатетизма) как прошлого элемента традиционной культуры (дахила) со стороны исламского правоверия, ей все же удалось отстоять свой суверенитет и право на существование в мусульманской общине (умме). Философия (фалсафа), представленная аль-Фараби, Ибн Синой, Ибн Рушдом и другими перипатетиками, не сдала своих идейных позиций и не превратилась в послушную служанку исламской идеологии. Ее характеристика как мусульманской классической культуры Халифата, распространяемая не только на форму, но и на содержание; не только на культуру в целом, но и на все ее составляющие в отдельности (от философии и музыки до живописи и архитектуры) несостоятельна. Несостоятельны и попытки панисламистов выдавать специфически-мусульманские традиции за традиции культурные, свойственные якобы всем народам, исповедующим ислам. Он, конечно, наложил существенный отпечаток на общий облик культуры значительной части территорий Азии и Африки. Этому способствовало, прежде всего, широкое распространение в этих регионах арабского языка и арабской письменности, господство определенных стереотипов, выработанных в лоне мусульманской идеологии, а также санкционирование и регламентация шариатом различных сторон общественной жизни мусульман. Вместе с тем, местные культурные традиции не прекратили своего существования, развиваясь зачастую в новых, исламских по форме направлениях, и нередко воспринимаются как исконно мусульманские. Тем не менее, исламская культура неотделима от единобожия (монотеизма). В соответствии с главным догматом ислама (Аллах – единый и единственный Бог) должна быть приведена вся жизнь мусульманина, что предполагает единство ее духовных и материальных аспектов, единство религиозного и мирского.

 



 
PR-CY.ru