ИСЛАМ В МОСКВЕ - Страница 6

После Февральской революции 1917 г. в здании, построенном Ш. Асадуллаевым, с 1 по 11 мая прошел Первый Всероссийский мусульманский съезд, на котором было вынесено решение о реорганизации Оренбургского магометанского духовного собрания, переименования его в Духовное управление мусульман внутренней России, и о выборах на альтернативной основе нового муфтия. На съезде для руководства и координации действиями мусульман страны был образован Всероссийский Центральный мусульманский Совет «Милли Шуро» с местонахождением в Москве. После Октябрьской революции мечеть в Выползовом переулке оказалась единственным незакрытым мусульманским культовым сооружением столицы. Уже в советское время ее посещали президенты Египта, Индонезии и многие другие выдающиеся исторические личности. Сейчас эта мечеть известна как Соборная. В первые годы советской власти Москва становится местом международных встреч мусульманских революционеров из различных окраин России, Турции, Ирана, Афганистана, стран Магриба; в 1920–1930-е гг. в столице находят политическое убежище многие деятели левых движений и партий азиатских государств (например, известный турецкий поэт-коммунист Назым Хикмет). Одновременно начинает устанавливаться система жесткого контроля со стороны государства над религиозной жизнью мусульман: в 1936 г. закрывается первая московская мечеть на Большой Татарской улице (Историческая), а в 1941 г. – дом Асадуллаева (продолжала действовать только мечеть в Выползовом переулке). После крушения Советского Союза в начале 1990-х гг. на базе Соборной мечети был создан Исламский Центр (1991 г.), а затем – Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона России (Московский муфтият, 1994 г.). Москва становится крупнейшим духовным центром ислама в Российской Федерации. При помощи Саудовской Аравии, Ирана, Кувейта, Ливии и других исламских государств, а также Правительства Москвы и Российской Федерации реставрируются старые мечети и строятся новые: на улице Новаторов (в 1995 г.), в Отрадном (в 1997 г.) и в Парке Победы  на Поклонной горе (в 1997 г.). В столице действуют несколько мусульманских учебных заведений, в том числе – Российский Исламский Университет, основанный в 1998 г. при поддержке Духовного управления мусульман Республики Татарстан, Совета муфтиев России и Института им. Ш. Марджани Академии наук Татарстана. В Москве выходят многочисленные печатные и Интернет-издания, рассчитанные на самый широкий круг читателей: от научных до детских. Открыто и широко отмечаются исламские праздники: Ураза-Байрам и Курбан-Байрам. Обеспечение московских мусульман халяльной пищей (см. Халяль) или специальной одеждой (например, хиджабами) также поставлено на должном уровне (действует достаточное количество обычных и Интернет-магазинов). Предпринимаются попытки систематического изучения ислама в Москве. Среди них, например, книга востоковеда Фарида Асадуллина «Москва мусульманская», а также книга «Мусульманская община Москвы в XIV – начале XX века» и энциклопедический словарь «Ислам в Москве» Дамира Хайретдинова. В наше сложное время, полное вызовов межконфессиональному и межнациональному миру, это очень актуально. Ранее история столичных мусульман никогда не изучалась по целому ряду причин, одна из которых – замалчивание или искажение золотоордынского периода в жизни Московского государства. Сегодня, когда мусульманская община Москвы многоэтнична, изучение истории ислама в Москве и в целом по России призвано помочь читателям разобраться в сложных проблемах современности, зачастую связанных не с религией, а с политикой. См. также Ислам в России.



 
PR-CY.ru