ИСЛАМ - Страница 3

Однако в идейном и политическом плане Мухаммад был личностью исключительной, что стало одной из важнейших причин успеха ислама, который был проявлением этих общих процессов и стал главным фактором объединения Аравии и создания надэтнической конфессиональной общности – мусульманской общины (уммы) и нового политического образования – Халифата. Теоретически ислам не приемлет нетерпимость, признает равенство всех перед Богом, которого называет Милостивым и Милосердным (поэтому и люди должны быть такими), призывает мусульман жить в мире с представителями других религий, если нет посягательства на их права и свободу, пропагандирует высокие нравственные принципы. Часто исследователи сознательно или бессознательно преувеличивают влияние христианства и иудаизма на исламское вероучение на раннем этапе его формирования, приписывают исламу синкретический (смешанный) характер. Более правомерно было бы говорить о типологическом сходстве этих религий, происходящих из одного корня, поскольку непосредственное влияние христианского и иудейского богословия прослеживается лишь на более позднем этапе, начинающемся на рубеже VII–VIII вв., когда происходил процесс формирования проблемного поля исламского религиозного знания, а мусульманские ученые столкнулись с необходимостью отвечать на те же вопросы, которые уже возникали у их иудейских и христианских предшественников. В ранний период существования мусульманского государства вероучение ислама представляло собой лишь некую сумму религиозно-правовых предписаний и установлений, регулировавших взаимоотношения людей: не было четкой грани, разделяющей религию и право. Результатом этого стало то, что политико-правовым вопросам уделялось больше внимания по сравнению с теоретически-богословскими. Преобладающее внимание ранних мусульман к вопросам права и внешней обрядности нашло отражение в формировании основ вероучения. В исламе довольно рано сложилось представление о пяти «столпах» вероучения – 1) признание единобожия и пророческой миссии Мухаммада, 2) молитва (намаз, салят), 3) пост (ураза, саум), 4) налог в пользу бедных (закят) и 5) паломничество (хаджж). Четыре из пяти «столпов» содержат моральные и обрядовые предписания, что предопределило в дальнейшем более успешное развитие права по сравнению с догматикой. Теократический характер власти Мухаммада (теократия – букв. «власть Бога» – термин, означающий совпадение светской и духовной власти), служащий и поныне идеалом «исламского правления», утверждал нераздельность духовной и светской власти в руках главы мусульманской общины (уммы). Однако уже три десятилетия спустя после смерти пророка именно проблема власти привела ее к расколу на религиозно-политические группировки, который оказал огромное влияние и на формирование исламской идеологии, и на политическую судьбу всего мусульманского мира. А следствием стала гражданская война в Халифате в середине VII в. В результате ислам так и не создал единой концепции верховной власти. Сунниты, шииты, хариджиты выработали свои доктрины власти, которые и поныне определяют религиозно-политические различия в исламских странах. По мере формирования мусульманской идеологии и под влиянием духовного мира соседних народов в исламском обществе возник интерес к богословским проблемам, давший толчок к разработке догматики. На рубеже VII–VIII вв. среди мусульман возникают расхождения и в понимании веры (см. Иман), и в отношении к человеку, совершившему «тяжкий» грех. С этими расхождениями был тесно связан спор о предопределении (см. Джабриты), также приведший к разделению мнений мусульман.

 



 
PR-CY.ru