ИМАМ

ИМАМ (от араб. амма – «стоять впереди», «предводительствовать») – 1. Руководитель общественной молитвы в мечети (см. Намаз). Функции имама может исполнять любой благочестивый мусульманин, обладающий достаточными знаниями для осуществления ритуала, но, как правило, в отдельной мечети молитвой руководит один и тот же человек. Имам – предстоятель на молитве, но это не сан и не профессия, имамом признается лишь тот, кто фактически руководит молитвой. В квартальных и сельских мечетях имамом является лицо, имеющее элементарное богословское образование. Имамами соборных мечетей признаются богословы, получившие специальное образование и пользующиеся авторитетом у верующих. В ходе исторического развития ислама такие профессиональные служители культа наряду со специалистами в области исламского права (фикх) составляли слой «людей религии», которых условно и не вполне обоснованно называют «исламским духовенством». Дальнейшее превращение религии в социальный институт и усиление государственного контроля привело к тому, что в Османской империи (а позже и в России) статус имама превратился в должность, назначение на которую производилось официально с одобрения государства. – 2. Духовный глава мусульманской общины (уммы). В русском языке обычно употребляется именно в этом значении. В первые годы ислама функции имама на молитве выполнял сам Мухаммад, а после его смерти – халифы. Поскольку они одновременно были главами общины-государства, обладавшими всей полнотой власти, то имамы-халифы оказались единственными законодателями и высшими духовными авторитетами. Отсюда развилось представление об имаме как главе всей теоретически единой мусульманской общины. Однако о сущности верховной власти и критериях ее законности сложились разные представления, и это вызвало раскол среди мусульман. Сунниты (как и хариджиты) считали имама уполномоченным общины, который избирается всей общиной. В суннитском исламе формальным выражением воли общины стала иджма – «согласие» ее представителей. На практике же имам-халиф назначался предшественником. Обязанности имама-халифа – охранять религию и управлять мирскими делами в соответствии с религиозным законом. В противоположность суннитам и хариджитам шииты проповедуют божественную природу верховной власти (см. Имамат). Отвергая с самого начала идею выборности имама и считая верховную власть божественно предопределенной в роду Али ибн Аби Талиба, они отстаивают наследственный принцип передачи власти. По их представлениям, род Али наделен знанием сокровенных сторон религии, и это знание передается от отца к сыну. Божественная природа власти предопределила «непогрешимость» имама в делах веры и мирской жизни, гарантирующую незыблемость и чистоту религиозных традиций. Согласно шиитскому вероучению, имам – 1) правитель общины, преемник Мухаммада в устроении людских дел; 2) конечный авторитет в толковании Корана и преданий, религиозного закона; 3) высший духовный авторитет, ведущий людей к пониманию скрытого смысла вещей. В представлении шиитов имамы из рода Али – единственные законные и полномочные представители Аллаха на земле, наследники пророческих знаний. Однако по мере дробления алидского рода (см. Алиды) среди шиитов сложились разные представления о правах и обязанностях имама, его качестве и т.д. (см. Зайдиты, Исмаилиты). В настоящее время для большинства шиитов «зримого» имама из рода Али нет. Полномочными представителями «скрытого имама» признаются бывшие религиозные авторитеты. – 3. Почетное прозвище высших духовных авторитетов – основателей религиозно-правовых школ (мазхабов), руководителей крупных общин и т.д.

 
PR-CY.ru