ИДЖТИХАД

ИДЖТИХАД (букв. «старание», «усердие», «прилежание», от араб. иджтахада – «выносить самостоятельно решение») – понятие в мусульманском праве, обозначающее, в первую очередь, способность и право компетентного правоведа (факиха) самостоятельно интерпретировать мусульманские законы, решать спорные религиозные, а иногда и политические вопросы на основе Корана и Сунны и руководствоваться методами фикха (юриспруденции). Факих, чьи заключения признаются всей мусульманской общиной или значительной группой мусульман, называется муджтахидом. Индивидуальное суждение (произвольное или же тщательно продуманное и упорядоченное) использовалось на ранних этапах развития мусульманской школы права (так называемый рай – мнение, обдуманная точка зрения). Позже понятие «иджтихад» приобретает более узкий смысл – «специальная оценка, право решения специалиста» (такая трактовка иджтихада сохранилась в наши дни в мединской школе права). В течение первых двух с половиной веков существования ислама любой мусульманский богослов или специалист в области священного права мог самостоятельно вырабатывать решение юридических проблем. Начиная с IX в. появляется идея, что круг муджтахидов должен быть ограничен выдающимися богословами прошлого. Поднимается вопрос о том, что все значимые вопросы в области мусульманского права должны быть первоначально тщательно изучены и обсуждены, а затем уже установлены в конечном виде. Примерно в это время иджтихад становится привилегией основателей богословско-правовых школ (мазхабов) и их последователей. В обязанности муджтахида входит свободное владение арабским языком, превосходное знание Корана и Сунны, а также норм мусульманского права. Помимо этого муджтахид должен обладать мастерством извлечения юридических норм из первоисточников, знать обычаи и традиции мусульман, быть справедливым, мудрым и честным. Основными центрами иджтихада были Мекка, Медина, Куфа, Басра, Дамаск и Бейрут. Сунниты, после того как к X в. сложились четыре основных мазхаба, не признают за кем-либо право на иджтихад («врата иджтихада были закрыты», утверждают они). Шииты же считают, что «врата иджтихада» всегда открыты: в любую эпоху муджтахиды на основании Корана и ахбаров имеют право давать личное заключение и выносить фетву-предписание.

 
PR-CY.ru