ИБН ТАЙМИЙА

ИБН ТАЙМИЙА Таки ад-Дин Ахмад (1263–1328 гг.) – арабский богослов и правовед, сторонник крайнего ханбализма (см. Ханбалиты). В 1269 г. из-за наступления монгольских войск его семья была вынуждена переехать в Дамаск. В 1284 г. он стал во главе медресе Сукарийа, в 1296 г. начал преподавать в Ханбалийа – старейшей ханбалитской медресе в Дамаске. Ибн Таймийа был очень плодовитым автором, придерживавшимся последовательной позиции, резко осуждал любые новшества, ратовал за восстановление норм раннего ислама времен пророка Мухаммада и четырех праведных халифов. Он боролся (в том числе и вооруженными методами) против распространения культа святых, паломничества к гробнице пророка в Медине как несовместимого с духом ислама, отстаивал чистоту ислама от «засорения» его концепциями ашаритов, а также от влияния суфизма. Подвергал критике учение аль-Газали и Ибн аль-Араби хотя и признавался, что в молодости был очарован их сочинениями. За свои выступления неоднократно подвергался преследованиям и, в конце концов, окончил свои дни в тюрьме. Последователи Ибн Таймийи воспринимали его как последовательного муджтахида. Он прекрасно знал наследие не только ханбалитской школы, но и многочисленные суфийские сочинения, с идеями которых полемизировал, однако никогда не выступал против суфизма как такового. Отвергая аристотелевскую логику, Ибн Таймийа, тем не менее, не отказывался от наследия своих идейных противников. Он хотел построить свою идеологию на принципе «золотой середины», на основе синтеза элементов калама (опора на разум – акл), традиционализма (хадис – накл) и суфизма (опора на свободную волю – ирада). В вопросах догмы Ибн Таймийа подчеркивал необходимость следовать за священными текстами и описывать Бога только так, как он сам описал себя в Коране и как Мухаммад описал его в Сунне. Он считал, что тайны бытия ведомы только Богу (тафвид), и призывал к полному добровольному подчинению и доверию Слову Божьему и высказываниям пророка. В вере (иман) он выделял чувство, на которое она опирается, формулы, в которых она выражается, и действия, которые претворяют ее в жизнь. Ибн Таймийа признавал законность первых четырех «праведных» халифов (рашидун – праведные), однако указывал на превосходство Абу Бакра и Умара (Омара) и признавал возможность колебаний при оценке заслуг Усмана (Османа) и Али ибн Аби Талиба.

 



 
PR-CY.ru