ИБН СИНА - Страница 2

Он утверждал, что необходима гармония между философией и теологией, которая должна выражать мысли, с одной стороны, соответствующие нормам религиозной догматики, с другой – не противоречащие философским истинам. Согласно его убеждению, мир не сотворен во времени. Акт творения должен повлечь изменения в самом Творце, для чего необходима причина, которая является следствием другой причины, и т.д. до бесконечности. Для сотворения мира воля должна выбрать определенный момент времени, но это невозможно, так как все моменты равнозначны. До своего сотворения мир должен был находиться в потенции, что предполагает предсуществование материи, что невозможно. Все мироздание является результатом эманации (файд), истечением (судур) из необходимо-сущего. Все изменения в мире (возникновения и уничтожения) производятся Действующим Разумом – «Дарителем форм». Ключевое значение в теории познания Ибн Сины имеет интуиция (хадс), высшая ее степень (кувва кудсийа), которой соответствует «святой разум» (акл ал-кудси). Только он способен соединиться со вселенским «Действующим Разумом». Благодаря этому происходит познание скрытого и ниспослание Откровения. Кроме пророков такой способностью обладают философы. Человек может спастись только благодаря автономии своего «Я» – самостоятельного элемента. «Парящий человек» (оторванный от материального мира), существование которого Ибн Сина полагает гипотетически, осознает свое «Я» интуитивно, поскольку не вносит изменений в предмет познания. Познавая истину и добро (т.е. предмет философии), душа может отделиться от материи, познать Первопричину и соединиться с ней (иттисал), уподобившись ей (ташаббух). Ибн Сина признавал воскрешение в теле, которое является инструментом души и причиной индивидуализации. В мистических трактатах он разрабатывал иранскую суфийскую проблематику (см. Суфизм): духовное возвращение к Абсолюту, странствие духа, которое заключается в духовном паломничестве на Восток – мир света, а порождение этого – мистическая космография, освобождение души от материальных пут как конечная цель пути. Эти проблемы получили дальнейшую разработку в трудах аль-Газали, Аттара Фарида, ас-Сухраварди, Руми. Философское и медицинское наследие Ибн Сины оказало большое влияние на развитие науки в странах Востока и Запада.



 
PR-CY.ru