ИБН СИНА

ИБН СИНА Абу Али аль-Хусейн ибн Абдаллах, латинизированное – Авиценна (980–1037 гг.) – крупнейший мусульманский ученый, врач, философ, представитель восточного перипатетизма (см. Фалсафа), автор энциклопедии, трудов, в которых систематизируются все современные ему научные знания, и знаменитого «Канона врачебной науки», представляющего собой свод накопленных к его времени медицинских знаний, а также собственных наблюдений как практикующего врача. Правитель Бухары Нух ибн Мансур, страдавший от тяжелой болезни, позвал его к своему двору в качестве лекаря и предоставил в распоряжение Ибн Сины свою богатейшую библиотеку. Но уникальное собрание книг вскоре сгорело, и клеветники обвинили в поджоге Ибн Сину, который якобы стремился монополизировать содержавшиеся в ней знания. Незадолго до завоевания Бухары Карахинидами он уехал в Хорезм. Вскоре ко двору хорезм-шаха поступило письмо от Махмуда Газнави с требованием послать ему выдающихся ученых. Ибн Сина бежал из Хорезма и долго скитался. Хамадинский правитель Сама ад-Даула, узнав, что ученый снова готовится к побегу, заточил его в замок. Однако позже Ибн Сине все же удалось бежать в Исфахан к Ала ад-Дауле. Он умер, сопровождая правителя в Хамадан. Традиция присвоила Ибн Сине звание шейх ар-раис («наставник-глава»). Его наследие включает свыше 200 трактатов, многие из которых утеряны. Еще при его жизни были утеряны многотомная философская работа «Книга справедливости» и «Восточная философия» (см. ас-Сухраварди). В Европе он прославился как автор «Медицинского канона». Наиболее важными философскими работами Ибн Сины являются «Книга исцеления» в 18-ти томах, «Книга спасения», «Книга знания», «Книга указаний и наставлений». В философии Ибн Сина – последователь античной традиции (прежде всего аристотелевской, а также стоической и неоплатонической), которую он стремился приспособить к практическим потребностям жизни и задачам естественно-научных исследований. В разработанной им классификации наук устанавливается связь теоретических дисциплин (физика, математика, метафизика) с практическими (этика, домоустроение, политика), с одной стороны, и с ремеслами, производством, торговлей, медициной – с другой. Эта связь осуществляется путем выделения в теоретических науках первичных, «фундаментальных», и вторичных, «прикладных». К своего рода прикладной метафизике Ибн Сина относит знания, касающиеся откровения и потусторонней жизни, т.е. религии. Ее происхождение философ объясняет необходимостью для поддержания законов общественной жизни, якобы полученных пророками от Бога. Предельное основание бытия, олицетворяемое в религиозном сознании Богом, Ибн Сина отождествляет с вневременной целокупностью сущего, а мир – с совокупностью вещей, существующих в пространстве и во времени, которые сами по себе лишь возможны, а не необходимы, но, поскольку они включены во всеобщую систему причинно-следственных связей, – то необходимы.

 



 
PR-CY.ru