ИБН РУШД

ИБН РУШД Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмад, латинизированное – Аверроэс (1126–1198 гг.) – арабо-испанский философ, представитель восточного перипатетизма (см. Фалсафа). Он оставил около 50 трактатов, на арабском языке сохранились немногие, в основном они известны в латинском и еврейском переводах. Большинство его трудов – комментарий к сочинениям Аристотеля и других греческих авторов, а также аль-Фараби, Ибн Сины, Ибн Баджжи. Им были написаны полемические работы в защиту философии от критики теологов-догматиков, а также исследование по «общим вопросам» медицины. Из оригинальных сочинений следует выделить «Непоследовательность непоследовательности» (направленное против «Опровержения философов» аль-Газали), «О согласии религии с философией»,  «Рассуждения о разуме», «Рассуждение о движении небесного тела» и др. Развивая идеи своих предшественников (аль-Фараби, Ибн Сины и др.), Ибн Рушд утверждал, что истина постигается лишь философами (учеными), т.к. только они оперируют доказательными рассуждениями, но отнюдь не теологами, исходящими из диалектических (в аристотелевском смысле), т.е. вероятностных посылок, а тем более рядовыми верующими («широкой публикой»), довольствующейся риторическими речениями. Философия и религия имеют одну цель – познание Бога, но использует разные методы. Религия оперирует поэтическими высказываниями, носит образно-символический характер. Это – «практическое искусство», предназначенное для воспитания масс. Ибн Рушд подчеркивал, что следует разделять философскую и религиозную истины, поскольку их выводы могут не совпадать. Вместе с тем, философ был убежден, что посредством символико-аллегорического толкования аятов Корана последние могут быть приведены в соответствие с научной истиной, даже если их буквальный смысл находится в противоречии с «выводами доказательства». Таким образом, постижение религиозных истин носит двойственный характер: рациональный (для образованных людей) и аллегорический, доступный всем. Поскольку религия необходима для нормальной жизнедеятельности общества (учил Ибн Рушд), философы не должны разглашать свои истины перед «широкой публикой», а деятельность теологов должна быть вообще запрещена, ибо они вносят в общество раскол, ведущий часто к кровавым конфликтам. У последователей Ибн Рушда в Европе эта доктрина получила название теории двойственной истины. Как и Ибн Сина, он доказывал извечность мира, отвергал чудеса, индивидуальное бессмертие, а первоначало сущего отождествлял с природой вещей. Ибн Рушд считал, что бесформенной материи, как и нематериальной формы, не существует. Бог – вечный двигатель, который располагается в середине конечного космоса и действует по необходимости. Функция божества – превратить потенциальные, внутренне присущие первоматерии формы в действительные. Философия Ибн Рушда оказала большое влияние на развитие европейского свободомыслия.

 
PR-CY.ru