ИСЛАМ В РОССИИ - Страница 15

Однако эти официально признанные структуры удовлетворяли лишь небольшую часть религиозных запросов советских мусульман и, несмотря на законодательное отделение религии от государства, зачастую выступали как органы проведения государственной политики по отношению к исламу. Вместе с тем, значительное влияние сохраняли неофициальные религиозные деятели (так называемый внемемечтный ислам), многие из которых были представлены наставниками членами суфийских братств (тарикат). Начало качественно новому этапу в эволюции местных форм ислама положило крушение советской системы. С развитием процессов реисламизации значительно усиливаются внутрирелигиозные противоречия в мусульманских общинах региона. Как и во все переломные эпохи, обострение противоречий между приверженцами «чистого», «фундаменталистского» ислама (так называемыми ваххабитами) и «народного» ислама приобретает крайние формы, его апогей последнего десятилетия – события в Чечне. Еще на рубеже 1970–1980-х гг. в рамках «внемечетного ислама» возникают диссидентские фундаменталистские группы различной ориентации, объединенные их оппонентами общим ярлыком «ваххабиты» (в силу предполагаемого сходства их взглядов с идеями ваххабитского религиозно-политического движения в Аравии в XVIII–XX вв.). Распад СССР повлек за собой разложение централизованной системы Духовных управлений мусульман, из каждого Духовного управления выделилось по несколько самостоятельных муфтиятов. Только Духовное  управление мусульман Закавказья (ныне – Кавказа) сохранило видимое единство. В этой ситуации резко повысилась роль «внемечетного ислама», как его традиционалистского, так и фундаменталистского крыла. В 1990 г. на базе неформальных фундаменталистских групп была создана Всесоюзная исламская партия возрождения, также распавшаяся на несколько региональных партий, многие из которых принимали и принимают активное участие в современных территориальных и политических конфликтах на постсоветском пространстве. Кроме того, в 1990-е гг. наблюдалась заметная радикализация фундаментлистских движений и распространение экстремистских религиозно-политических идей в России и на постсоветском пространстве. После распада Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) и Духовного управления мусульман Северного Кавказа на территории Российской Федерации образовалось несколько десятков самостоятельных Духовных управлений         мусульман (муфтиятов). Большая часть их объединена в две конкурирующие между собой структуры – Центральное Духовное управление мусульман (с центром в Уфе), считающее себя идейным и юридическим преемником Оренбургского магометанского собрания и ДУМЕС, и Совет муфтиев России с центром в Москве. Также действует Координационный центр мусульман Северного Кавказа. Главное отличие нового этапа в эволюции ислама на Северном  Кавказе – развитие его локальных форм в рамках неисламского, светского (в том смысле, что в этот период в России церковь была уже фактически подчинена государству, а затем и отделена от него), гражданского и индустриального общества. Современная реисламизация началась вместе с национальным и религиозным возрождением постперестроечного периода. Лагерь «народного ислама» представлен влиятельными шейхами северокавказских вирдов накшбандийа и кадирийа, оппонентами выступают идеологи «вахха­бизма», их последователи и сторонники. Багаутдин Кебедов (главный идеолог «ваххабитов» на Северном  Кавказе, который происходит, однако, из суфийской (кадиритской) среды) выступил с резкой критикой суфизма, «искажений» ислама со стороны «самозваных шейхов». Его религиозно-политические взгляды претерпели заметную эволюцию в сторону радикализации под влиянием событий чеченской войны; в его проповедях, посвященных критике суфизма, прозвучала новая трактовка идеи джихада. Обвинения местных «ваххабитов» в адрес суфийских шейхов в соглашательстве с властями имеют в своей основе глубокий внутриконфессиональный конфликт: суфийские шейхи, влияющие на горские общины (джамаат), представляют сложившийся в течение столетий «народный ислам», задача же «ваххабитов», взращенных на чуждой идеологической почве, – отвоевать авторитет и влияние у суфийских шейхов и ниспровергнуть местные власти.



 
PR-CY.ru