ХУРУФИТЫ

ХУРУФИТЫ (от араб. хуруф – «буквы») – община шиитов-мистиков, основанная в Иране в конце XIV в. суфием (см. Суфизм) Фазл Аллахом Астарабази (1340–1394/1401 гг.). На начальном этапе он приобрел известность тем, что разрешил своему окружению употреблять пищу, запрещенную шариатом. В 18 лет совершил паломничество в Мекку. Собираясь в хаджж во второй раз, Астрабази получил во сне указание отправиться в Мешхед к усыпальнице имама ар-Рази. Позже он стал известен своей способностью разгадывать сны, согласно биографам, понимал язык птиц, помимо Корана знал священные тексты иудеев и христиан. В одном из снов ему явились четыре известных мистика: Ибрахим ибн Адхам, Байазид ал-Бистами, Сахл ат-Тустари и ал-Бахлул. Астрабази уверовал в то, что ему было дано Откровение. В 1386 г. он выступил с проповедью «нового откровения», его поддержали ремесленники и дервиши Хорезма, Хорасана и Исфахана. Свое учение он пытался проповедовать Тимуру, его сыну Миран-шаху, Тохтамышу, но безуспешно. Обвиненный в «безбожии», он был сослан Тимуром, бежал в Ширван (Баку) вместе с Миран-шахом, но вскоре был арестован и в 1394 г. казнен в крепости около Нахичевани. Место казни Фазл Аллаха стало местом паломничества его последователей, которое завершалось побитием камнями огня, считавшегося сатанинским творением. В XV в. учение хуруфитов распространилось в Иране, Азербайджане, Сирии, Турции. Оно сформировалось под влиянием исмаилитов, в частности их теории цикличности, подразделения вероучения на «внутренний» и «внешний» аспекты. «Внутренний» аспект их учения – идея богоявления в человеке (зухур), которое осуществляется последовательно в трех формах: пророчества, святости (вилайа) и богоявления. Характерной чертой «внешней» стороны их учения была мистификация ими значения букв (отсюда их название). Каждый акт творения является говорящим языком. Божественное начало может манифестироваться в человеке (см. Хулул), поскольку в его лице заключено Божественное имя (Аллах), Алиф – его нос, ноздри – два лама, глаза – ха. 32 буквы арабского алфавита – это число всех Божественных воплощений. Миру присуще циклическое развитие. По представлениям хуруфитов, пророческий этап завершился Мухаммадом, «печатью пророков»; этап святости представлен шиитскими имамами – от Али ибн Абу Талиба до «скрытого имама»; этап богоявления начался с Фазл Аллаха – первого воплощенного Бога. Каждый последующий цикл повторяет предшествующий. Доктрина хуруфитов была изложена в ряде сочинений, написанных не только на персидском языке (классическом и астарабадском диалектах), но и на турецком и азербайджанском. Буквенный символизм был присущ уже раннему мусульманскому мистицизму (суфизму и шиизму), но в хуруфитской доктрине он был доведен до предела и нашел выражение в тафсире. На этой основе базировалась вся их ритуальная практика. Например, азан выглядел следующим образом: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Ф-А-Х (формула имени Фазл Аллаха), свидетельствую, что Адам (т.е. человек) – наместник Бога, свидетельствую, что Мухаммад – посланник Бога». В результате репрессий общины хуруфитов исчезли в Иране к концу XV в., в Турции они существовали и позже, выдавая себя за шиитов-имамитов. Учение хуруфитов оказало влияние на идеологию иранского суфизма, в частности дервишей братства бекташийа.

 
PR-CY.ru