ХАНБАЛИТЫ

ХАНБАЛИТЫ – последователи одного из четырех канонизированных религиозно-правовых школ или систем (мазхабов) суннитского ислама (см. Сунниты), названного по имени основателя – имама Ахмада ибн Ханбаля (около 780–855 гг.). В отличие от других суннитских мазхабов ханбалитский возник как религиозно-политическое движение и лишь затем оформился в религиозно-правовую школу. Появившееся в IX в. в период острого социально-политического кризиса, охватившего Халифат, ханбалитство в своей теории и практике выразило взгляды наиболее консервативных сторонников традиционализма. Ханбалиты одними из первых приступили к систематизации традицоналистской концепции вероучения. Они считают, что источником закона может быть только Коран, не подлежащий никаким комментариям и толкованиям, и Сунна. Причем Сунне ибн Ханбаль придавал такое большое значение, что иногда признавал хадисы, достоверность которых подвергалась сомнению представителями других школ. Ханбалиты отвергали как буквальное, так и аллегорическое толкование текста Корана и хадисов, отрицали возможность любого рационалистического истолкования догматов веры. Признавая безусловность божественного предопределения, они, тем не менее, считали, что вера (иман) человека зависит от совершаемых им благих поступков. Основным критерием истинности веры мусульманина объявлялось следование Сунне (наряду с Кораном). При этом основоположники ханбализма фактически узаконили суждение по аналогии (кийас), а согласное мнение (иджма) было ограничено ими лишь кругом сподвижников пророка Мухаммада. Включение в категорию «вера» человеческих поступков как условия для ее совершенствования послужило нравственной мотивировкой социальной активности ханбалитов. Важным аспектом их идеологии стало отрицание любых нововведений (бида) в области вероучения и права, не имеющих прямого обоснования в Коране и хадисах. Нетерпимые ко всякого рода «новшествам» ханбалиты, отличавшиеся фанатической строгостью в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата, в то же время решительно выступали против любых крайностей как в вероучении, так и в жизни общины, призывали ни на шаг не отступать от буквы Корана и Сунны. Они требовали подчинения «законному» правителю, предписывали добывать «хлеб насущный» любыми дозволенными способами, противопоставляя принцип приобретения мирских благ суфийскому «упованию на Аллаха» (таввакул). Идеи ханбалитов нашли широкую поддержку средних и низших слоев городского населения Ирака, Хорасана, Сирии, Хиджаза, оказали заметное влияние на андалусскую традиционалистскую школу. В течение всего Средневековья ханбалиты, взявшие на себя роль носителей суннитского «правоверия», неоднократно становились во главе массовых городских движений. Среди наиболее видных деятелей ханбализма (помимо самого ибн Ханбаля) следует назвать ибн Кудама и ибн Таймиййу. В Новое время ханбалитские идеи очищения ислама через обращение к Сунне пророка, борьбы с нововведениями были возрождены ваххабитами, а также представителями исламского реформаторства. В настоящее время ханбалитская идеология используется «Братьями-мусульманами». Религиозно-правовая школа ханбалитов официально принята в Саудовской Аравии, общины есть и в других странах.

 
PR-CY.ru