ХАЛИФ - Страница 2

В 657 г. войска Али и Муавии сошлись в сражении при Сиффине. Войско Али уже было близко к победе, когда он принял предложение о перемирии и третейском суде во имя Корана. Часть его сторонников не простила ему этого и откололась (их называют хариджидами, то есть «отколовшимися»). Оставшиеся верными Али, даже после того, как он был вынужден отречься от Халифата в пользу Муавии, получили наименование шиитов, т.е. «последователей» (от «шиа Али» – «община Али»). Муавия в 661 г. перенес свою столицу из Медины в Дамаск (Сирия) и установил принцип династического правления (династия Омейядов). Арабский Халифат распространил свои пределы от берегов Атлантического океана до Индии, и большинство населения всех стран приняло ислам. В результате за сто с небольшим лет новое вероучение превратилось в универсальную мировую религию, которую исповедовали десятки миллионов человек – успех поразительный, едва ли имеющий аналогии в истории и с трудом поддающийся объяснению. Сторонники Али считали, однако, что власть в мусульманской общине должна принадлежать его потомкам, которые являются имамами. Титул «халиф» ими не признается. Хариджиты при этом отстаивали принцип выборности халифов. Большинство же членов общины, положившие начало суннитской ветви ислама, поддержало халифа из династии Омейядов, которого в середине VIII в. сменил халиф из династии Аббасидов (сунниты считают праведными только первых четырех халифов). Во время правления Аббасидов постепенно усиливается представление о том, что халифы являются только духовными лидерами мусульман, которым лучше не вмешиваться в земные дела. Постепенно и Аббасиды утрачивали власть, а в XIII в., после завоевания Багдада монголами и бегства халифа в Каир, они не имели уже фактически никакой власти. В XVI в. халифами стали именовать себя турецкие султаны, сохранившие этот титул до 1924 г., т.е. до крушения Османской империи. В принципе изначально халиф считался главой всех мусульман мира, имамом, воплощением идеи неразрывности светской и духовной власти. Однако в конце VIII – начале  IX в. в Аббасидском халифате сложилась концепция о халифе как прямом представителе Аллаха и о перепоручении халифами светской власти эмирам и султанам. Существование халифа, даже лишенного реальной власти, долго считалось поэтому важным условием, освящающем власть светских правителей. В XX в. институт халифата перестал существовать даже формально. См. также Халифат.



 
PR-CY.ru